Методика подготовки и проведения выставки
Выставка -это показ, каково бы ни было его наименование, основная цель которого состоит в просвещении публики путём демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей. (Толковый словарь)
Выставка показ предметов, выставленных для публичного обозрения совокупность предметов, выставленных для показа место такого показа Ефремова
Выставка это собрание каких-нибудь предметов, расположенных где-нибудь для обозрения. Выставка-место обозрения. Ожегов.
Своё начало выставки ведут из Франции. Выставка -выставлять. Синонимы - выставление, выкладывание. Выставки могут быть: рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, учебные, персональные.
Этапы организации и проведения выставки: 1 определение темы, места и времени (периода) проведения выставки; 2 составление тематико-экспозиционного плана выставки; 3 подбор и оформление экспонатов выставки; 4 оформление выставки и сопутствующих материалов; 5 открытие выставки; 6 проведение выставки; 7 закрытие выставки; 8 последействие.
1 этап. При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и учебный период, тему учебного года, актуальные задачи детского объединения и образовательного учреждения. Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, рекреация, холл первого этажа образовательного учреждения. Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах и т. д. Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.
2 этап. Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня. Структура тематико-экспозиционного плана выставки: Тема выставки. Место проведения выставки. Сроки проведения выставки. Цели выставки. Задачи выставки. Композиционное построение выставки : композиционный центр выставки, принцип расположения экспонатов выставки, место расположения экспонатов выставки. Тематика выставочных работ. Тип выставочных работ и критерии их отбора. Требования к оформлению выставочных работ. Дополнительное оформление выставки: музыкальное сопровождение (фон), каталог выставочных работ, дополнительная информация (по теме выставки или о детских объединениях), эстетические дополнения.
3 этап. Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом: работы могут быть взяты у воспитанников детского объединения на период проведения выставки; может осуществляться систематический отбор выставочных работ (формируется выставочный фонд детского объединения); можно выполнить коллективные работы. При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление, а также коллективное обсуждение. Правила оформления выставочных работ воспитанников детского объединения: каждая работа должна иметь законченный вид, необходимое оформление (паспарту, эстетические дополнения, фон и т.д.), должна быть приложена этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.
4 этап. Прежде всего, необходимо помнить, что выставка – организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения. Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог. Возможные варианты расположения выставочных работ: 1 последовательно от простых работ начинающих воспитан- ников, до сложных работ учащихся старших лет обучения, выпускников, а, возможно, и педагога детского объединения; 2 композиционно, т.е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям; 3 работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения) могут быть расположены отдельно; 4 работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам деятельности.
5 этап. Открытие выставки – небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения. Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения, презентацию содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы (сроки и время работы выставки, платный или бесплатный вход и т. д.), экскурсию по выставке.
6 этап. Проведение выставки можно организовать следующим образом: организовать дежурство учащихся детского объединения на выставке; подготовить экскурсии по выставке; организовать опрос мнений посетителей о выставке (книга отзывов, приз зрительских симпатий, голосование в какой-либо форме). Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение.
7 этап. Закрытие выставки (так же, как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, т. к. позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми. Закрытие выставки может включать следующие элементы: -вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения; -подведение итогов выставки (можно отметить лучшие работы, активных учащихся, творческие находки детей); -награждение участников выставки; -заключительное слово педагога или администрации образовательного учреждения (о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения).
8 этап. Этап последействия очень важен для дальнейшей работы с детьми: это подведение итогов и определение перспектив на будущее. На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребенка – участника выставки. Для этого можно провести награждение детей грамотами и призами, издать приказ с благодарностью учащимся от администрации за организацию и проведение выставки, сообщить в школу об успехах ребенка, организовать для участников экскурсию, включить информацию о выставке в летопись детского объединения.
Благодарю!