Пути преодоления неуспеваемости
Почему ребенок плохо учится?
Видимые и невидимые части «айсберга» СТАТИСТИКА: БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ПРЕСТУПНИКОВ – ЭТО БЫВШИЕ НЕУСПЕВАЮЩИЕ УЧАЩИЕСЯ СРЕДИ НЕУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕНЫ –К–К–К–КУРЕНИЕ, –П–П–П–ПЬЯНСТВО, –Н–Н–Н–НАРКОТИКИ, –Р–Р–Р–РАСПУЩЕННОСТЬ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ – БИЧ ШКОЛЫ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ – БОЛЬШОЕ ЗЛО СО ВСЕХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
Пути преодоления неуспеваемости: 1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. 2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. 3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. 4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Профилактика неуспеваемости на разных этапах урока
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся - - Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение; - Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранение. - Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.
2. При изложении нового материала. 2. При изложении нового материала. - - Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. - - Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. - -Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. - -Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал.
3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке. 3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке. - Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но данных в определенной системе, достичь большего эффекта. - Включать в содержание самостоятельной работы упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. - Инструктировать о порядке выполнения работы. - Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. - Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. - Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.
4. При организации самостоятельной работы вне класса 4. При организации самостоятельной работы вне класса - Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на существенных элементах программы, вызывающих обычно затруднения. - Систематически давать домашнее задание по работе над типичными ошибками. - Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. - Согласовать объем заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке на разных этапах
В процессе контроля за подготовленностью учащихся Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложении нового материала Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
В ходе самостоятельной работы на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
При организации самостоятельной работы Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек- консультаций, карточек с направляющим планом действий.
Рекомендации при работе со слабоуспевающими учащимися: Рекомендации при работе со слабоуспевающими учащимися: 1) не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку; 1) не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку; 2) желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме; 2) желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме; 3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения; 3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения; 4) лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал: следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома; 4) лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал: следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома; 5) путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т.д.), нужно формировать у такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, зачетов, контрольных, олимпиад и т.д.; 5) путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т.д.), нужно формировать у такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, зачетов, контрольных, олимпиад и т.д.; 6) следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним; 6) следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним; 7) во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного; 7) во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного; 8) следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. 8) следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий. Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий. 1. Лучшее время для выполнения домашнего задания с часов. Занятия вечером малоэффективны. 1. Лучшее время для выполнения домашнего задания с часов. Занятия вечером малоэффективны. 2. Первое задание должно быть знакомым, выполнимым. Это позволяет лучше включиться в работу, почувствовать успех, поверить в свои силы, и тогда следующее трудное задание не станет непреодолимым препятствием. 2. Первое задание должно быть знакомым, выполнимым. Это позволяет лучше включиться в работу, почувствовать успех, поверить в свои силы, и тогда следующее трудное задание не станет непреодолимым препятствием. 3. Выполнить все задания в один присест не в состоянии ни один ученик, поэтому необходимо делать перерыв через минут для отдыха, чтобы расслабиться, изменить позу, снять напряжение зрения. Можно выпить стакан сока, съесть яблоко или дольку шоколада. 3. Выполнить все задания в один присест не в состоянии ни один ученик, поэтому необходимо делать перерыв через минут для отдыха, чтобы расслабиться, изменить позу, снять напряжение зрения. Можно выпить стакан сока, съесть яблоко или дольку шоколада. 4. Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников. 4. Работа должна идти в хорошем темпе - от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников. 5.Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, корме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек. 5.Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, корме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек. 6. Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью и контролем. 6. Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью и контролем. 7. Уроки лучше учить в спокойной обстановке, поэтому отключите телевизор, радио. 7. Уроки лучше учить в спокойной обстановке, поэтому отключите телевизор, радио. 8. Не стоит готовить уроки сначала на черновике, а потом переписывать. Это не дает положительного результата, но создает дополнительное утомление. 8. Не стоит готовить уроки сначала на черновике, а потом переписывать. Это не дает положительного результата, но создает дополнительное утомление. 9. Старайтесь не ругать ребенка за неудачи, неумелость, лучше найдите, за что похвалить. 9. Старайтесь не ругать ребенка за неудачи, неумелость, лучше найдите, за что похвалить.
Спасибо за внимание и терпение!