Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне и – и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь» Китайская народная мудрость
Цель педсовета Трансляция педагогического опыта по развитию универсальных учебных действий (УУД) посредством организации урочной, внеурочной и проектно-исследовательской деятельности
Задачи педсовета Повысить профессиональную компетентность учителей школы по развитию УУД обучающихся в процессе обучения. Познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД. Приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией.
Личность с набором качеств Самостоятельность в принятии решений и их выборе Умение отвечать за свои решения Способность нести ответственность за себя и за близких Обладание набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний Обладание приемами учения и готовность к постоянной переподготовке Готовность к действиям в нестандартных ситуациях
Умение учиться
Универсальные учебные действия (УУД) УУД – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. УУД – это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Основная цель в развитии УУД на каждой из трех уровней общего образования
Универсальность УУД УУД Надпредметный и метапредметный характер Разностороннее развитие и саморазвитие личности Преемствен- ность всех степеней образовательного процесса Организация и регуляция любой деятельности обучающегося Усвоение учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося
Условия для развития УУД в образовательном процессе Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса
Виды УУД
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся Само- определение Смысло- образование Нравственно- эстетическое оценивание
Критерии сформированности личностных УУД Структура ценностного сознания Уровень развития морального развития Присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения Полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора
Познавательные УУД ОБЩЕУЧЕБНЫЕ Целеполагание Работа с информацией Структурирование знаний Построение устных и письменных высказываний Выбор эффективных способов решения Рефлексия, контроль, оценка Смысловое чтение Создание алгоритмов деятельности ЛОГИЧЕСКИЕ Анализ объектов Синтез – составление целого из частей Сравнение, сериация, классификация Выведение следствий Установление причинно- следственных связей Построение логической цепочки Доказательство Выдвижение гипотез и их обоснование ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ Формулирование проблемы Создание способов решения проблем
Результат формирования познавательных УУД Осознанное владение общим приемом решения задач Осуществление поиска информации Использование модели и схемы для решения учебных задач Смысловое чтение Умение осуществлять анализ объектов Умение осуществлять синтез – составление целого из частей Умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию Умение устанавливать причинно-следственные связи Умение строить рассуждения Умение устанавливать аналогии Владение общим приемом решения задач Создание модели и схемы решения задач Умение осуществлять выбор эффективных способов решения задач
Коммуникативные УУД
Критерии сформированности коммуникативных УУД «Я хочу!» Желание вступать в контакт с окружающими «Я знаю!» Знание норм и правил при общении с окружающими «Я умею!» Умение организовать общение, умение работать в группе
Регулятивные УУД
Критерии сформированности регулятивных УУД Выбор средства для организации своего поведения Запоминание правила, инструкции во времени Планирование, контроль и выполнение действий по правилам Предвосхищение результатов своих действий и возможных ошибок Способность начинать и заканчивать действие в нужный момент Торможение ненужных реакций
"Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется" Макс Теодор Феликс Лауэ, физик, лауреат Нобелевской премии
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ