Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада Составлена: педагогом-психологом МОУ д/с 345 Смольняковой О.В. Волгоград 2016 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Различия в психике и поведении мальчиков и девочек Автор: Киселева Е.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного.
Advertisements

Практические рекомендации для учителей и родителей.
Психологические особенности обучения мальчиков и девочек в школе.
Презентацию составил учитель нач. классов МБОУ «СОШ 16» Мозина Е.В. г.Ачинск.
СЕМИНАР « МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ ОБУЧАЮТСЯ ПО- РАЗНОМУ» ( ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
Учить по-разному, Любить по-разному.. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому.
Д ОКЛАД ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ З АКУРДАЕВОЙ Н.А. По теме: Духовно – нравственный компонент как неотъемлемая часть педагогической деятельности.
Рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников воспитатель высшей категории Язвинская О.В. воспитатель I категории Петухова С.В.
Особенности готовности к обучению в школе мальчиков и девочек.
Общение между мальчиками и девочками Подготовили: Васолашко А. Онищенко А. Тухтаева А.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ. Развитие детей младшей группы (68 лет) высокий уровень активности стремление к общению вне семьи стремление научиться.
В.А Сухомлинский Цель: определение положительной динамики при проведении подвижных игр.
«Так вырастает дитя – оно непременно станет прекрасным и добрым, если не найдётся тот, кто этому помешает.....» Герман Брох ГЕНДЕР - ЭТО ПОНЯТИЕ, ПОД.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
«Основы гендерного воспитания дошкольников в учреждении образования и семье». Вот они какие :девочки и мальчики.
Как развивать способности ребенка.. Способности – это индивидуальные психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения.
Программные требования по развитию моторики у детей старшего дошкольного возраста. Выполнила: старший воспитатель МКДОУ «Детский сад 56» Баландина Ю.П.
Пол (от латинского genero - рождаю, произвожу) – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими.
Предметно-развивающая среда в ДОУ как условие поддержки развития ребенка подготовила:Маркушина Т.И г.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Транксрипт:

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада Составлена: педагогом-психологом МОУ д/с 345 Смольняковой О.В. Волгоград 2016 г.

Определение «Гендера» ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Изучение гендерной психологии не входило в программу подготовки педагогов, поэтому женщины- воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками.

Актуальность проблемы Федеральные государственные требования впервые за всю историю дошкольного образования впервые в нашей стране предусматривают решение проблем развития. Воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышле­ния, восприятия, эмоций.

Анатомо – физиологические особенности мальчиков и девочек: Анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов устанавливаются первые половые различия, а также некоторые особенности развития мозга. При рождении у девочек, по сравнению с мальчиками, как правило, меньше вес, рост, размер сердца, легких, меньше удельный вес мускулатуры. Но уже через 4 недели девочки опережают мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они раньше начинают ходить, говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям, эмоциональным стрессам.

Психологические различия: Психические явления Мальчики Девочки Восприятие: острота слуха (до 8 лет); кожная чувствительность; Выше чем у девочек Более чувствительны к шуму. Выше чем у мальчиков: больше раздражает телесный дискомфорт, более отзывчивы к прикосновению, поглаживанию

зрение Дальнее: используют все представленное им пространство, бросают предметы в цель. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, осваивают вертикальную: лазают по лестницам, залезают на шкаф Ближнее: играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка

Мышление: вид мышления Обобщенное, абстрактное. Ориентированы на поисковую деятельность, выдвижение новых идей, нестандартное решение задачи; требования к качеству, тщательности, аккуратности в мыслительной деятельности невелики. Детальное, конкретное. Ориентированы на результат, типовые и шаблонные задания, которые требуют тщательности исполнения мыслительные операции; Манипуляции с геометрическими формами, пространственное мышление (форма, величина, пространство, время) Манипуляции с цифрами и формулами (количество и счет).

речь Хуже чем у девочек Более правильная, сложная, беглая; лучше понимают письменный текст; неречевые задачи лучше решают речевым способом (например, проговаривают вслух) Память Хуже чем у девочек Развитие завершается раньше

Внимание работоспособность На занятиях врабатываются долго, на воспитателя смотрят редко; в случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики, стараются уйти из-под контроля, Быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышле­ние, логические операции) Быстро набирают оптимальный уровень работоспособности; в случае несоответствия педагогических воздействий способны адаптироваться к ним Быстрее утомляется пра­вое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие)

Эмоции Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор, отсюда потребность быстро снять напряжение, переключиться на продук­тивную деятельность. В ответ на долгие «нотации» взрослых «отключают» слу­ ховое восприятие, не воспри­нимают информацию Резко нарастает общая активность всех структур мозга, готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. В ответ на долгие «нота­ции» взрослых реагируют слезами, гневом

Межличностное общение Ориентированы на информа­цию, чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа ("Какое у нас следую­ щее занятие?"). Во время общения смотрят в сторону или перед собой Ориентированы на отно­шения между людьми, задают вопросы ради уста­ новления контактов («А вы к нам еще приде­те?»). Во время общения смотрят в лицо взрослого, ждут одобрения

Познавательная мотивация При несоответствии содержа­ния и форм учебной деятель­ности индивидуальным осо­ бенностям реагируют нега­тивно, знания приобретают избирательно, получают кон­ трастные отметки, обучаются менее успешно

Использование «Гендера» в двигательно-игровой деятельности: Как можно на занятиях по физической культуре использовать гендерный подход? Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем)

Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5) Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам) Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки) Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как). Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.

Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если есть бревно, мальчики по нему лучше побегают, соскакивают с него, в то время как девочки будут по нему медленно ходить, может быть с поворотами, получая от этого удовольствие.

В дошкольном возрасте у детей разного пола проявляются различия в конституциональных особенностях, в обменных процессах и физических возможностях - мальчики, как правило, быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше, чем у девочек, сила рук и становая сила. У девочек лучше показатели по равновесию и гибкости, у них лучше развита мелкая моторика.

Использование «Гендера» на музыкальных занятиях Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально- ритмических движениях использовать дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости,(наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле.

Использование «Гендера» в продуктивной деятельности На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при организации занятий рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки.

Гендерные различия в игровой деятельности В процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно- силового характера (бег, лазание, борьба), Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. а у девочек – наоборот, они любят игры с мячом, скакалкой, лентой. Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча». Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются.

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, хвалите их за успехи и достижения. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительности Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите действовать самостоятельно, а не по разработанным схемам. Рекомендации воспитателю по учёту гендерных особенностей:

Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слу­шать. Ругая девочку, помните о эмоциональной бурной реакции, которая помешает понять, за что ее ругают. Спокойно разбе­рите ошибки.

Девочки из-за усталости могут капризничать (истощение пра­ вого «эмоционального» полушария). Мальчики из-за усталос­ти перестают слушать, заниматься (истощение левого «логи­ческого» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнрав­ственно.

Не забывайте, что оценка, данная вами ребенку, всегда субъек­тивна и зависит от ваших индивидуальных психических осо­ бенностей. Вы должны не учить ребенка, а развить у него желание учиться. Для ребенка нормально что-либо не знать, не уметь, оши­баться. Лень ребенка сигнал неблагополучия вашей педагогиче­ ской деятельности. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, об­разно, интуитивно). Важно учитывать следующие особенности детей дошкольного возраста:

Спасибо за внимание!