Автор: мастер п/о Тетерич О.В.
Профессиональная подготовка обучающихся является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия в осуществлении деятельности в соответствии с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального образования, разработанными на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по профессиям СПО.
Важным звеном в профессиональной подготовке по профессиям СПО технического профиля является учебная практика.
Учебная практика направлена на формирование у обучающихся практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, по основным видам профессиональной деятельности для последующего полного освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.
В ходе практики: у обучающихся закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии, они получают представление о разнообразии задач и направлений работы в сфере производства.
Специфика формирования профессиональных компетенций у обучающихся заключается в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а когда обучающийся сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.
Содержание практических работ При отборе содержания практических работ по учебной практике я руководствуюсь перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту.
Для подготовки обучающихся к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы обучающиеся были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи.
Большое место в моей работе занимают задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого принимать решения - неотъемлемое качество будущего специалиста. Поэтому методы анализа производственных ситуаций и решения ситуационных производственных задач позволяют формировать данные компетенции.
Среди сложных задач можно выделить: - сквозные задачи, проходящие через весь курс; - комплексные - охватывающие одновременно несколько учебных дисциплин (их решают в ходе специального практикума или учебной практики); - целевые комплексные задачи, проходящие через несколько дисциплин, но направленные на достижение конкретной цели.
Среди активных методов обучения профессиональным умениям использую деловые игры. Деловые игры позволяют обучающимся продемонстрировать не только профессиональные знания и умения, но и свою эрудированность, коммуникативность, инициативность, т.е. черты необходимые организаторам производства.
Имитирование профессиональной деятельности с помощью тренажеров – еще один метод, позволяющий формировать умения доведенные до автоматизма. В качестве тренажера при подготовки по профессии «Парикмахер» используются манекены. Этот метод незаменим в процессе подготовки специалиста. Выполнение обучающимися индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики - один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует у обучающихся первоначальный самостоятельный профессиональный опыт.
Вывод Для усиления практического обучения необходим поиск соответствующих форм организации учебного процесса, направленных на формирование комплексных (сложных) умений техника. Такими формами могут стать междисциплинарные практические занятия, которые проводятся в связи с изучением специальных дисциплин. На таких занятиях могут решаться различные типовые профессиональные задачи, для решения которых необходимы знания нескольких дисциплин. При разработке заданий для междисциплинарных практикумов следует исходить прежде всего из содержания профессиональной деятельности будущего специалиста, из анализа его трудовых функций. Таким образом, сочетание процесса теоретического обучения с практикой делают выпускников техникума конкурентоспособными на рынке труда и позволяют им успешно трудоустраиваться по полученной специальности.
Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]: уч. пособие/ В. А. Скакун.- М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, с. Шуберт Ю. Ф., Андреещева Н. Н. Формирование у обучающихся профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. – М., – 12. Якупова А. Р., Чернявская В. И. Компетентностная модель специалиста технического профиля // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». – М., –