Дети дошкольного возраста познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть рачительным хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении.
Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Вся работа организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. Эта работа не одного дня. Она проводится систематически, в течении всего дошкольного возраста. Все формы работы основаны на тематическом подходе к планированию и организации образовательной деятельности.
Знания. полученные в образовательной деятельности, закрепляются в беседах, в дидактических и сюжетно - ролевых играх, досугах, прогулках и наблюдениях, участии в конкурсах рисунков, самостоятельной деятельности.
При формировании экологических знаний у детей большое значение отводится исследовательской деятельности, так как ребенок взаимодействует с предметом на основе включения в процесс познания нескольких сенсорных функций. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем
Важной формой организации познавательной деятельности дошкольников является практическая деятельность. Всем детям очень нравится выращивать цветы, овощи на огороде. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Наше дошкольное учреждение уже несколько лет сотрудничает с Тульским областным зооэкзотариумом
В зимний и осенний период года дети учатся ухаживать за комнатными растениями. В экологическом центре подобраны растения контрастные по строению стебля, форме, величине, требующие разнообразных приемов ухаживания. Регулярно организуется огород на окне. Дети охотно принимают участие в проращивании зелени для птичек, какой-либо огородной или цветочной культуры.
Огромное удовольствие доставляют детям циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о многофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.
Подводя каждый раз итоги работы, хочется отметить, что она проводится не зря, уровень экологических знаний детей повышается. Дети становятся более внимательными, с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов. Знания, полученные в образовательной деятельности дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.
Спасибо за внимание!