1. Основные этапы проведения оценкИ эффективности проектов государственно-частного партнерства. 2. Оценка общественной (социальной) эффективности проектов государственно-частного партнерства. 3. Оценка финансово-экономической эффективности проектов государственно-частного партнерства.
Оценка эффективности проектов ГЧП должна осуществляться в следующем порядке и включать следующие мероприятия: 1. На предпроектном этапе: - предварительная оценка экономической и общественной значимости проекта, определение наличия условий, необходимых для реализации проекта, оценка потенциальных выгод и рисков проекта, определение места проекта в шкале приоритетов социально- экономического развития государства, формирование основных позиций для социально-экономического обоснования проекта; 2
- обсуждение социально-экономического обоснования проекта в СМИ, на различных общественных слушаниях с участием потенциально заинтересованных сторон, бизнес ассоциаций, общественных организаций и т. п.; - учет выявленных в результате обсуждения сильных и слабых сторон проекта, принятие решения о целесообразности развития проекта; 3
- в случае принятия решения о целесообразности развития проекта, корректировка проекта с целью компенсации слабых сторон, усиления потенциальных выгод, страхования от потенциальных рисков, формирование общественного мнения в пользу проекта. 4
2. На этапе подготовки проекта осуществляется: - оценка финансово-экономической эффективности; - оценка социальной эффективности; - подготовка развернутого социально- экономического обоснования и необходимой на данном этапе (в зависимости от параметров конкретного проекта) проектной документации; 5
- направление проекта на общественную экспертизу и в случае необходимости на экологическую экспертизу; - обсуждение подготовленного проекта в СМИ, на различных общественных слушаниях с участием потенциально заинтересованных сторон, бизнес ассоциаций, общественных организаций; - учет результатов экспертиз, публичного обсуждения и в случае необходимости корректировка проекта; - достижение позитивного общественного мнения. 6
3. На этапе реализации проекта: - оценка эффективности исполнения условий соглашения, корректировка условий в случае выявившейся необходимости; - оценка эффективности использования бюджетных средств и иных ресурсов, предоставленных государством; - подготовка и публикация периодических отчетов о ходе исполнения проекта; - мониторинг общественного мнения о проекте. 7
4. На этапе завершения проекта: - оценка эффективности достижения целей и задач проекта; - подготовка и публикация отчета об исполнении проекта. 8
На первом, предпроектном этапе необходимо определить общественную значимость проекта и выявить отношение к нему со стороны населения и лидеров общественного мнения. 9
Для этого надо выделить существенные для предварительного социально- экономического обоснования параметры, состоящие в следующем: -является ли отрасль, к которой относится проект, требующей государственной поддержки; -имеются ли проекты государственной поддержки отрасли (или планируются), к которой относится проект, на федеральном уровне или уровне субъекта Федерации; 10
- является ли отрасль, к которой относится проект, развивающейся за счет собственных ресурсов; - имеются ли федеральные или региональные проекты развития отрасли, к которой относится проект; - существует ли возможность включения проекта в федеральные или региональные программы; 11
-существует ли возможность финансирования проекта из федерального или регионального бюджета; - потенциальные выгоды для потребителей, в первую очередь для населения, включая рост объема существующих услуг, повышение качества существующих услуг, введение в оборот новых, ранее не предоставлявшихся услуг, снижение стоимости услуг при сохранении их качества на текущем уровне или рост стоимости услуг на фоне повышения их качества; 12
- выгоды для отрасли в целом, привлечение новых технологий, рост конкурентоспособности отрасли на рынке, рост внутриотраслевой конкуренции; - влияние последствий реализации проекта на окружающую среду и экологическую безопасность; - влияние на параметры занятости населения; 13
- предварительную бюджетную эффективность, предстоящие расходы и доходы бюджета в связи с реализацией проекта; - другие показатели, важные для конкретной территории или конкретного проекта. 14
На предварительном этапе оценки осуществляются на качественном уровне, количественные параметры определяются как прогнозные. Далее проект с предварительным социально-экономическим обоснованием выносится на обсуждение в СМИ, на различных общественных слушаниях с участием потенциально заинтересованных сторон, бизнес ассоциаций, общественных организаций и т. п. 15
Целью обсуждения является выявление слабых сторон проекта, возможных потенциальных угроз для его реализации, сбор экспертных оценок общественной (социальной) значимости проекта. Другая важная цель для органов власти состоит в определении общественных рисков, рисков возможных репутационных потерь, достижение положительного общественного мнения о целесообразности реализации проекта. 16
Результатом оценки общественной значимости проекта является принятие решения о запуске проекта, если оценки в основном положительны, либо принятие решения об отказе от проекта, если оценки в основном отрицательны. Решение о запуске проекта при отрицательных оценках общественной значимости проекта чревато высоким риском провала проекта и значительных репутационных потерь. 17
На этапе подготовки проектной документации следует усилить в проекте факторы, определяющие общественную значимость проектов, нейтрализовать факторы, представляющие угрозы и снижающие общественную значимость проекта. Социально-экономическое обоснование проекта перед его утверждением следует вновь вынести на обсуждение, с разъяснением тех мер, которые были приняты в проекте для устранения факторов, вызвавших его негативную оценку и добиться согласия бывших противников проекта. 18
Оценка финансово-экономической эффективности проекта ГЧП осуществляется в следующих целях: 1. На этапе подготовки инвестиционных предложений цель - определение органами государственной власти реализуемости проекта и привлечения потенциальных инвесторов, определение бюджетной эффективности. 19
2. На этапе подготовки к заключению соглашения (подготовки конкурсной документации) цель - определение параметров, наиболее существенных для выбора партнера. 3. На этапе реализации проекта при необходимости корректировки условий соглашения, сопровождения проекта и его завершения цель - определения эффективности расходования бюджетных средств и для оценки общей успешности проекта. 20
Основные подходы, дающие представление об общей методологии оценки финансово-экономической эффективности инвестиционных проектов: На этапе подготовки инвестиционных предложений органам государственной власти необходимо определить объем инвестиций, срок реализации проекта и срок окупаемости инвестиций. 21
Для оценки целесообразности осуществления проекта ГЧП с точки зрения интересов государства определяется прогнозная бюджетная эффективность проекта, которая рассчитывается как разница между денежными доходами бюджета, полученными в результате реализации проекта, и расходами бюджета, направленными на реализацию проекта. В случае положительного сальдо (разницы между суммарными доходами и суммарными расходами) бюджетная эффективность считается положительной. 22
К поступлениям бюджетных средств в основном относятся: - поступления от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды; - доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на проектные и изыскательские работы, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом; - платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта; - платежи в погашение налоговых кредитов. 23
К расходам бюджетных средств относятся: - предоставление бюджетных ресурсов для осуществления проекта; - предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита; - предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование); - бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов. 24
Отдельно рекомендуется учитывать: - налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов; - государственные гарантии займов и инвестиционных рисков. 25
В результате проведенной подготовительной работы формируется и публикуется инвестиционное предложение. В случае проявления заинтересованности потенциальных инвесторов готовится конкурсная документация и объявляется конкурс. 26
27