«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ» «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА» Инструктор-методист ФГБУ «ФЦПСР» Минспорта России по Приволжскому федеральному округу в Чувашской Республике Ольга Абрамовна Букина Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» Минспорта России
Система подготовки спортивного резерва – основа конкурентоспособной отрасли Формирование вертикально ориентированной и интегрированной отраслевой системы организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Повышение доли организаций спортивной подготовки в общей массе физкультурно- спортивных организаций. Методическое обеспечение организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Перевод действующих организаций дополнительного образования в организации нового типа - спортивной подготовки: СШ – спортивная школа, СШОР – спортивная школа олимпийского резерва. Координация деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва. 2
Система подготовки спортивного резерва – основа конкурентоспособной отрасли Формирование отраслевых социальных гарантий работникам организаций спортивной подготовки. Обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, задействованных в системе спортивной подготовки. Формирование единых требований к деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Создание единой информационной системы мониторинга подготовки спортивного резерва. Научно-методическое, медицинское и антидопинговое обеспечение подготовки спортивного резерва. Осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта. Адресная поддержка материально-технического обеспечения подготовки спортивного резерва. 3
«Наша первоочередная задача – выстроить всю политику подготовки спортивного резерва вертикально, 3,5 млн. детей должны работать в одной системе. Поэтому должна быть очень хорошая координация с профильными федерациями. Во всех спортивных школах должны быть одни стандарты подготовки, требования по материальной базе» Из выступления Министра спорта Российской Федерации В.Л. Мутко на заседании Коллегии Минспорта России 27 марта 2013 года Начало преобразований в системе подготовки спортивного резерва Министерство спорта Российской Федерации Подготовка спортивного резерва – одно из приоритетных направлений политики Министерства спорта Российской Федерации 4
Реализация Комплекса мер по развитию системы подготовки спортивного резерва 2013 год Общеразвивающие программы Предпрофессиональные программы Программы спортивной подготовки Инструментарий для взаимоувязанного сочетания различных программ, в зависимости от целей и задач, которые ставит учредитель перед организацией. Подготовительный период к переходу организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности организации нового типа - спортивной подготовки. -Разработка общероссийскими спортивными федерациями «Программ развития видов спорта в Российской Федерации до 2020 года» с включением раздела по подготовке спортивного резерва; -Издан приказ Минспорта России от «Об организации работы по созданию федеральных экспериментальных (инновационных) площадок по вопросам совершенствования системы подготовки спортивного резерва». 5
Начало преобразований в системе подготовки спортивного резерва – экспериментальная и инновационная деятельность Созданы 12 федеральных экспериментальных площадок Министерства спорта Российской Федерации
Перечень федеральных экспериментальных площадок в соответствии с приказом Минспорта России 674 от п/п Субъект РФТема экспериментальной (инновационной) деятельности 1 Брянская область Разработка и апробация методик оценки эффективности работы организаций, осуществляющих спортивную подготовку 2 Воронежская область Создание региональной модели управления подготовкой спортивного резерва на основе кластерного метода 3 Краснодарский край Создание эффективной системы подготовки спортивного резерва и формирование организаций спортивной подготовки нового типа 4 Красноярский край Формирование государственного (муниципального) задания по спортивной подготовке для бюджетных организаций 5 Москва Создание на базе детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва системы Москомспорта организаций спортивной подготовки 6 Московская область, г. Бронницы Создание школы-интерната спортивного профиля как структурного подразделения училища олимпийского резерва на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения профессионального образования «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва г. Бронницы Московской области» 7 Республика Мордовия Внедрения программ спортивной подготовки, разработанных на основе федеральных стандартов спортивной подготовки 8 Республика Татарстан Интеграция научного, образовательного процесса со спортивной подготовкой на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» 9 Тверская область Разработка и внедрение профессиональных стандартов 10 Чувашская Республика Внедрение федеральных стандартов спортивной подготовки и новых методов оплаты и нормирования труда в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих спортивную подготовку 11 Санкт-Петербург Создание современной модели школы-интерната спортивного профиля и апробация реализации в нем интегрированных образовательных программ в сфере физической культуры и спорта 12 Ярославская область, г. Рыбинск Разработка и апробация механизмов государственно-частного партнерства в системе подготовки спортивного резерва 7
Минспортом России разработаны и утверждены: 79 федеральных стандартов спортивной подготовки: 52 – по летним и зимним олимпийским видам спорта; 4 – по адаптивным видам спорта; 23 – по неолимпийским видам спорта. *В настоящий момент разрабатываются федеральные стандарты спортивной подготовки нового поколения. *ФГБУ ФЦПСР совместно с ФГБУ ФНЦ ВНИИФК и спортивными федерациями ведется работа по разработке типовых программ спортивной подготовки по видам спорта. совместно с Минтрудом России профессиональные стандарты отрасли физической культуры и спорта (по пяти основным должностям); «Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» ( второе издание), которые являются методической основой для разработки нормативных правовых актов публично- правовых образований (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) и локальных нормативных актов организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Реализация плана по модернизации системы подготовки спортивного резерва и созданию организаций нового типа - спортивной подготовки 2014 год 8
Реализация плана по модернизации системы подготовки спортивного резерва и созданию организаций нового типа - спортивной подготовки 2015 год Формирование новой нормативной правовой и методической базы в целях обеспечения единых подходов к организации спортивной подготовки, и четкого определения роли и задач каждого участника процесса. Включение мер социальной защиты работников сферы физической культуры и спорта в Отраслевое соглашение по организациям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации Предложена «дорожная карта» мероприятий по преобразованию государственных (муниципальных) ДЮСШ и СДЮСШОР в организации спортивной подготовки (СШ и СШОР) Выполненные мероприятия по модернизации системы подготовки спортивного резерва 11
План по модернизации системы подготовки спортивного резерва и созданию учреждений нового типа спортивной подготовки Внесение изменений в законодательство по исключению организаций дополнительного образования сферы физической культуры и спорта, из перечня организаций, которые смогут осуществлять спортивную подготовку. Внесение изменений в федеральные государственные требования к пред профессиональным программам по исключению из них этапа совершенствования спортивного мастерства. 5-й этап год – Завершение модернизации 2016 год
Общие направления модернизации существующей системы подготовки спортивного резерва. Обеспечение преемственности деятельности существующих организаций дополнительного образования в области физической культуры и спорта и организаций спортивной подготовки нового типа и взаимосвязанности различных видов программ, реализуемых организациями, осуществляющими спортивную подготовку Формирование регламентных норм действующего законодательства и изменений, которые планируется внести в Трудовой кодекс Российской Федерации, а также в нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, связанные с определением статуса работников физической культуры и спорта и обеспечением их социальных гарантий Обеспечение взаимодействия с профильными министерствами и ведомствами, в первую очередь, с Министерством образования и науки Российской Федерации, по доработке и согласованию планируемых изменений в системе подготовки спортивного резерва
Нормативное правовое регулирование подготовки спортивного резерва Нормативное правовое закрепление предложенной системы подготовки спортивного резерва в законодательстве Российской Федерации с учетом планируемых изменений. Дополнение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в части подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
Нормативное правовое регулирование подготовки спортивного резерва Новые полномочия Российской Федерации: - осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта; - координация деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации. Новые полномочия субъектов Российской Федерации: - участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации; - методическое обеспечение организаций, осуществляющих спортивную подготовку; - координация деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации; - создание условий для осуществления инновационной и экспериментальной деятельности в области физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и внедрение достигнутых результатов в практику. Новые полномочия муниципальных образований: - участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации
14 Переход на нормативно-подушевое финансирование при оказании государственных (муниципальных) услуг по спортивной подготовке Методические рекомендации по переходу на нормативно- подушевое финансирование организаций, осуществляющих спортивную подготовку Методические рекомендации по формированию в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) в сфере физической культуры и спорта.
ДЮСШ Проект преобразования ДЮСШ в рамках модернизации системы подготовки спортивного резерва с учетом возможных видов услуг(работ) Дополнительные общеразвивающие программы Этап начальной подготовки Тренировочный этап Услуга по реализации дополнительных общеобразовательных программ Образовательная лицензия обязательна! Дополнительные предпрофессиональные программы
Спортивная школа (СШ) Проект преобразования ДЮСШ в СШ в рамках модернизации системы подготовки спортивного резерва с учетом возможных видов услуг(работ) Работа на спортивно-оздоровительном этапе Этап начальной подготовки Этап совершенствования спортивного мастерства Тренировочный этап Услуга по спортивной подготовке Образовательная лицензия не требуется! ! При необходимости можно получить образовательную лицензию и реализовывать дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные и общеразвивающие программы Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в соревнованиях различного уровня.
Спортивная школа олимпийского резерва (СШОР) Проект преобразования СДЮСШОР в СШОР в рамках модернизации системы подготовки спортивного резерва с учетом возможных видов услуг(работ) Работа на спортивно-оздоровительном этапе Этап начальной подготовки Этап совершенствования спортивного мастерства Тренировочный этап Услуга по спортивной подготовке Образовательная лицензия не требуется! ! При необходимости можно получить образовательную лицензию и реализовывать дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные и общеразвивающие программы Этап высшего спортивного мастерства Обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в соревнованиях различного уровня.
Методическое обеспечение подготовки спортивного резерва Организационно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва и обеспечение взаимодействия созданного методического структурного подразделения ФГБУ ФЦПСР с главными тренерами спортивных сборных команд Российской Федерации ФГБУ ЦСП, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и органами местного самоуправления Разработка типовых программ спортивной подготовки по олимпийским видам спорта на основе федеральных стандартов спортивной подготовки Проведение оценки эффективности программ развития видов спорта в Российской Федерации, разработанных общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта, с учетом развития материальной базы и результатов выступлений спортсменов на крупных официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях Научно-методическое обеспечение системы подготовки спортивного резерва на основе современных методических разработок и модельных характеристик спортсменов в различных видах спорта с учетом предложений главных тренеров спортивных сборных команд Российской Федерации. 18
Структура методического сопровождения подготовки спортивного резерва ФЦПСР Организационно-методическое управление 8 методических отделов по федеральным округам 4 спортивных отдела по группам видов спорта старших тренеров по резерву сборных команд РФ УФО СЗФО СКФО ПФО СФО ДФО ЦФО циклические виды единоборства игровые виды сложно- координационные виды сложно- координационные виды инструкторов-методистов 52 старших тренера по резерву сборных команд РФ по олимпийским видам спорта Специалисты органов исполнительной власти в области ФКиС субъектов РФ 5062 организаций, осуществляющих спортивную подготовку в РФ ДЮСШ СДЮСШОР УОР - 56 тренеры – занимающихся – Отбор кандидатов в резерв сборных команд РФ по видам спорта. Отбор кандидатов в резерв сборных команд РФ по видам спорта. Всероссийские федерации по видам спорта Региональные федерации по видам спорта КФО и ЮФО ЦСП
6 Конференции Повышение квалификации 2 Региональные семинары-совещания 7 Семинары-совещания инструкторов-методистов Семинары-совещания инструкторов-методистов Разъяснения Информация о деятельности федеральных инструкторов-методистов 20
21 Проект приказа Минспорта России «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации». общие основы организации процесса подготовки спортивного резерва; особенности, основные виды деятельности и структура отдельных видов организаций, осуществляющих спортивную подготовку; порядок методического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку; задачи и субъекты управления системой спортивной подготовки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. правила к наименованиям организаций, осуществляющих спортивную подготовку порядок взаимодействия организаций, осуществляющих, спортивную подготовку, контроль в системе подготовки спортивного резерва, критерии оценки качества спортивной подготовки основные требования к составлению программ спортивной подготовки, комплектованию групп на этапах подготовки и др.
22 Проект приказа Минспорта России, утверждающий «Порядок осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта». определены правила, направления и принципы осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта; экспериментальная и инновационная деятельность осуществляется в форме реализации экспериментальных (инновационных) проектов (эта деятельность может быть организована как одной, так и несколькими организациями, использующими различные формы взаимодействия); экспериментальная (инновационная) инфраструктура в области физической культуры и спорта - федеральные или региональные экспериментальные (инновационные) площадки - организации, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органы местного самоуправления, осуществляющие экспериментальную (инновационную) деятельность.
23 Проект приказа Минспорта России «Об утверждении порядка проведения аттестации тренеров». Виды аттестации тренеров аттестация на присвоение второй, первой, высшей квалификационных категорий и квалификационной категории Олимп аттестация на присвоение национальной категории аттестация тренеров спортивных сборных команд Российской Федерации.
Виды аттестаций тренеров Аттестация на присвоение квалификационной категории (II, I, Высшая, Олимп) Аттестация на присвоение национальной категории Общероссийская спортивная федерация устанавливает виды национальных категорий, требования к ним (в том числе с учетом требований международных федераций), порядок и сроки проведения аттестации проводит аттестацию 24 Минспорт России устанавливает порядок проведения аттестации и требования к квалификационным категориям. Аттестацию на вторую квалификационную категорию проводит работодатель Аттестацию на первую и Высшую квалификационную категорию проводит субъект. Аттестацию на категорию Олимп проводит Минспорт России
Проводит аттестацию тренеров на первую и высшую квалификационные категории Аттестационные комиссии Аттестационная комиссия субъекта РФ Аттестационная комиссия Минспорта России Проводит аттестацию тренеров на квалификационную категорию Олимп Аттестационная комиссия работодателя Проводит аттестацию тренеров на вторую, квалификационную категорию. 25
Особенности новой аттестации тренеров Квалификационная категория присваивается на 4 года Через 2 года после присвоения второй квалификационной категории можно претендовать не только на первую, но и на высшую квалификационную категорию Квалификационную категорию Олимп рекомендуется присваивать тренерам без учета критериев, предъявляемых ко второй, первой или высшей квалификационным категориям Заявление подается тренерами независимо от продолжительности работы у работодателя, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком и для молодых специалистов в возрасте до 35 лет ( на вторую категорию) Вторую квалификационную категорию рекомендуется впервые присваивать без учета критериев, предъявляемых ко второй квалификационной категории, при наличии у тренера КРАСНОГО диплома 26
27 Основные права работников отраслей в сравнении Сокращенную продолжительность рабочего времени Дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск Длительный отпуск сроком до одного года Досрочное назначение трудовой пенсии по старости 36 часов ( часов тренер- преподаватель, 36 часов инструктор-методист) 36 часов ( часов тренер- преподаватель, 36 часов инструктор-методист) Один раз в 3 года 42 дня Через каждые 10 лет непрерывной работы До 2009 воспользовались правом все 40 часов Один раз в 4 года = 42 дня По окончании олимпийского цикла Решалось в судебном порядке ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ РАБОТНИКИ СФЕРЫ СПОРТА ПРАВА
28 Профессиональные стандарты спортивной отрасли утверждены пять профессиональных стандартов отрасли (тренера, спортсмена, инструктора-методиста, тренера по АФК и инструктора-методиста по АФК); три профстандарта утверждены (руководителя физкультурно-спортивной организации, спортивного судьи и сопровождающего); в разработке находятся профессиональные стандарты специалиста по антидопинговому обеспечению, специалиста по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования, а также спортивного врача; в следующем году начнется разработка профессиональных стандартов инженера по эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры, контролера-распорядителя, а также модуля профессионального стандарта психолога в сфере спорта, входящего в профессиональный стандарт психолога в социальной сфере.
Субсидии из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на подготовку спортивного резерва по базовым видам спорта В 2015 году для поддержки организаций, осуществляющих спортивную подготовку по базовым видам спорта, Минспортом России было выделено 523,8 млн. руб. и дополнительно 90 млн. руб. для Республики Крым и г. Севастополя, общая сумма составила 613,8 млн. руб. В 2016 году предусмотрено выделение 600,36 млн. руб., в том числе для Республики Крым и г. Севастополя 88,2 млн. руб. С 2016 года субсидии будут предоставляться в соответствии с новыми Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации, включаемыми в государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». Заключение соглашений с субъектами Российской Федерации начнется с конца января 2016 года. 29
Субсидии в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» В 2016 году, в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. 30 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на годы» планируется предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам 36 субъектов Российской Федерации, на закупку спортивного оборудования для спортивных школ и училищ олимпийского резерва. ФГБУ ФЦПСР совместно со специалистами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, при участии старших тренеров по резерву и инструкторов- методистов по федеральным округам: сформирован перечень специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва, которым в 2016 году планируется закупка спортивного оборудования (102 организации); проработан состав комплекта спортивного оборудования для общефизической подготовки; ведется формирование и проработка составов комплектов спортивного оборудования для специальной физической подготовки. 30
Что предстоит сделать… 31 Определить и нормативно закрепить цели, предмет, основные виды деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку Дополнить нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований особенностями правового статуса организаций, разработать типовые уставы организаций Обеспечить необходимый уровень социальных гарантий работникам отрасли физической культуры и порта Разработать типовые требования к должностным инструкциям работников отрасли физической культуры и спорта и трудовые договоры Внедрить отраслевую систему нормирования и тарифицирования труда тренеров и инструкторов-методистов Усилить контроль за соблюдением федерального законодательства, организовать мониторинг исполнения федерального законодательства органами исполнительной власти субъектов Сформировать понятийный аппарат, закрепить в законодательстве правовой статус субъектов спортивной подготовки Предоставить возможность физкультурно-спортивным организациям осуществлять закупки у единственного поставщика Рекомендовать субъектам и муниципалитетам усилить контроль за соблюдением ФССП
Результаты проведения модернизации Результатом проводимой модернизации станет подготовка достаточного количества спортсменов, способных войти в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, что позволит принять любые вызовы при усиливающейся глобальной конкуренции в современном спорте и на долгие годы обеспечит Российской Федерации статус ведущей спортивной державы, а нашей отрасли устойчивое развитие с максимально эффективным использованием всех имеющихся ресурсов Формирование эффективной системы подготовки спортивного резерва Российской Федерации, включающей в себя оптимальное количество спортивных организаций и специалистов, необходимых для обеспечения процесса спортивной подготовки, базирующегося на принципах последовательности и преемственности и обоснованного соотношения числа высококвалифицированных тренеров и спортсменов. Формирование самостоятельной отрасли физической культуры и спорта, обладающей сбалансированной нормативной правовой базой, достаточным финансированием и материально-техническим обеспечением, эффективной кадровой политикой, современным методическим, научно-методическим, медицинским и антидопинговым обеспечением.
Нормативное правовое обеспечение Координация деятельности организаций спортивной подготовки Материально- техническое обеспечение Информационная система АИС «Управление спортом»» Система подготовки спортивного резерва 33 Нормативно-подушевое финансирование услуг по спортивной подготовке Экспериментальная инновационная деятельность ЦСП СШ СШОР УОР Единое научно-методическое, медицинское и антидопинговое обеспечение Отраслевая социальная политика Единые требования к деятельности организаций Методическое обеспечение
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! 34