Модели профильного обучения Внутришкольная Сетевая Смешанная Ученическая
С точки зрения педагогической целесообразности Количественный состав учащихся Ограничения профильного образования Объем учебного времени Состав групп
Внутришкольная профилизация + для учащихся получают образование по месту жительства в своем классном коллективе у своих учителей + для школы и учителей координация работы и согласование требований всех учителей экономия учебных часов, организация поточной системы обучения -для учащихся если нет отбора на профиль происходит усреднение уровня преподавания - для школы необходим сильный состав учительских кадров вероятно сохранение традиционного углубленного изучения предметов небольшое количество профилей.
Мотивация получения образования в одной школе Традиция, желание учащихся продолжать обучение в одном классе со своими друзьями Значимость стабильности Гарантированность прежних положительных результатов, преемственность.
Мотивация смены школы. Значительная разница в качестве преподавания между школами Наличие больших возможностей поступления в вуз Желание сменить педагогический или детский коллектив из-за конфликтной ситуации. Отсутствие возможностей в своей школе учиться по выбранному профилю.
Сетевая модель Кооперация Ресурсная сеть Социокультурный комплекс Несколько общеобразовательных школ ВУЗы Ресурсные центры
Кооперативные модели Плюсы реализация профильного обучения при недостатке кадров или других ресурсов экономична открытие классов укомплектованных учащимися разных школ повышает степень открытости школ профессиональный рост и развитие кадров Минусы доминированность одной из школ разрушение классно- урочной системы трудность в составлении расписания снижение дисциплины посещения и ответственности тревога учителей за право работать в профильных классах
Ресурсная модель Плюсы осуществляется истинно профильное образование согласование школьных и вузовских программ согласование требований к выпускникам со стороны профессионального образования возможность заключения договоров не только с ВУЗами, но и с другими образоват. учреждениями Минусы сложность заключения договоров неподготовленность преподавателей к работе с учащимися школ не заинтересованность в качественном преподавании из-за низкой оплаты труда возникновение репетиторства ориентация на интересы ВУЗа, а не ребенка.
Ресурсные профильные центры Обеспечивают многопрофильность большой выбор профильных дисциплин и элективных курсов условия для обучения по ИУП сохранение маленьких школ как самостоятельных образовательных учреждений экономия финансовых затрат конкуренция лицеям и гимназиям
Минусы Необходимо хорошее транспортное сообщение или близкое расположение школ. Отсутствие нормативно-правовой базы. Низкая ответственность за результаты обучения в целом. Сложность контроля за посещаемостью и успеваемостью. Снижение интереса учащихся к непрофильным дисциплинам.
Смешанная модель Школа Ресурсный центр Кооперация с другими школами ОУ регионального и федерального уровня Дистанционное обучение
Ученическая модель Ученик Учреждения дополнительного образования Заочные школы Негосударственные обр учрежд.
Выбор профилей учащимися 9 класса