Иван Иванович Шишкин ( ) русский художник-пейзажист живописец, рисовальщик и гравёр- аквафортист.
Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуге. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина ( ) В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества ( ). Окончив курс этого заведения, с 1857 года продолжал образование в Императорской Академии художеств, где, вместе с Гине, Джонгином и др., числился учеником профессора С.М.Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал всё большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт- Петербурга и, наконец, в 1860 году большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
«Берёзовый лес», 1871 «Сторожка в лесу», 1870
«Рожь», 1878 «Дубовая роща», 1887
«На севере диком…», 1891 «Лес», 1895
Существует несколько вариантов истории создания картины. Некоторые считают, что идею пейзажа Шишкину подсказал Савицкий. Изначально на полотне был изображён только волшебный утренний лес, а медвежат дорисовал уже потом Савицкий. Когда картина стала известна, и её приобрёл Третьяков,художник Савицкий не предъявлял на неё авторские права. К тому же Третьяков заявил, что покупал картину Шишкина. Именно так он и стал единственным автором произведения.
Утро в сосновом бору - одно из ярких произведений кисти И. Шишкина. Шедевр пропитан восхищением природы растительного и животного мира. На картине все смотрится очень гармонично. Зеленые, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва проснувшейся от сна природы. На заднем плане можно увидеть яркие золотистые оттенки – это намек на пробивающиеся лучи солнца. Они придают картине торжественную атмосферу. По земле еще клубится туман, изображенный довольно реалистично, и, если сосредоточиться на этой детали шедевра, то можно прочувствовать утреннюю прохладу. Картина "Утро в сосновом бору" - очень яркая и настолько реалистичная, что кажется, будто бы это не шедевр кисти, а снимок лесного пейзажа. Каждая деталь картины изображена профессионально, с любовью и трепетом. На переднем плане мы видим поваленную с корнем сосну, на которую взбираются медведи. Они резвятся, вызывая положительные эмоции. Для них утро нового дня является настоящим праздником. Медвежата так добры и безобидны, словно приручены. Кажется, что они не способны на жестокость и совсем не хищны, несмотря на свою животную природу. Главный акцент картины – это сочетание солнечного света на заднем плане и медведей на дереве на переднем. Если визуально провести линию через эти объекты, то мы увидим, что они изображены художником наиболее ярко и насыщенно. Все остальное является просто легкими дополняющими зарисовками.
Когда Шишкин писал картину, он пытался показать глубину и мощность русского леса. Изначально предполагалось, что по лесу будут гулять зайцы, но они вряд ли могли передать задумку автора. Поэтому и появились на пейзаже медведи. Но эти истории появления знаменитого русского художественного произведения полностью ни кем не обоснованы.И как на самом деле создавался пейзаж до сих пор остаётся загадкой.
Во времена СССР кондитерская фабрика «Красный Октябрь» выпускала конфеты «Мишка косолапый», при этом картинка на фантике в общих чертах была взята с картины «Утро в сосновом бору». При этом «Красный Октябрь» выпускал шоколад «Три медведя», хотя на этикетке медведей было четыре. Конфеты пользовались популярностью и получили в народе неофициальное название «Три медведя», затем так стали называть и саму картину.