Молитва как жанр в поэзии М.Ю.Лермонтова. Цель урока: Уяснить особенности такого жанра поэзии Лермонтова, как молитва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Когда волнуется желтеющая нива,
Advertisements

Пейзажная лирика Лермонтов о родной природе Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Урок литературы в 5 классе Составила Тарасенко С.И. Муниципальное.
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова « Когда волнуется желтеющая нива …». Многочленное сложноподчинённое предложение в поэтической речи.
Подготовка к ЕГЭ М.Ю.Лермонтов Когда волнуется желтеющая нива… 7 класс Анализ поэтического текста.
Христианские мотивы в лирике поэта. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова Мотив одиночества «Парус», «Листок», «Тучи» Тема о природе «На севере диком»,
Учимся анализировать стихотворения Шаталова И.В., МОУ Югыдъягская СОШ.
Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива"
Работу выполнила : Красноперова Евгения, ученица 6 а класса.
Лики любви (Какою может быть любовь?) По лирике М.Ю.Лермонтова Выполнила: Корнишова Н.А., учитель МБОУ «Верхне-Кубинская СОШ»
В лирике М. Ю. Лермонтова многообразно раскрывается мысль о взаимозависимости человека и природы. В лирике М. Ю. Лермонтова многообразно раскрывается.
А счастье было так возможно …( по творчеству М.Ю.Лермонтова. С использованием технологии критического мышления.) Работу подготовила учитель русского языка.
М.Ю. Лермонтов « Когда волнуется желтеющая нива» Учитель Терёшина Т.П.
Библейские мотивы в русской литературе. Работу выполнил: ученик 10 класса МКОУ СОШ п. Зерновой Яковлев Дмитрий. Руководитель: учитель русского языка и.
Тема Родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова Урок литературы в 9 классе Подготовила Учитель русского языка и литературы МОУ «Уральская средняя общеобразовательная.
«…Чтоб душой с другими поделиться…» (О стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Ангел», «Молитва»)
Презентация к лекции 14 Сезоны года: Лето. Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под.
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога…
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кадетская школа г.Барнаула Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Урок литературы,5 класс, УМК Т. Ф.Курдюмовой.
ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА УРОК 4. Христианство ( крупнейшая мировая религия ) Православное христианство ( религия народов РФ ) Православие.
Исследовательская работа ученицы 7Б класса МОУ СОШ 2 г. Красноармейска Московской области Хлыстовой Екатерины.
Транксрипт:

Молитва как жанр в поэзии М.Ю.Лермонтова

Цель урока: Уяснить особенности такого жанра поэзии Лермонтова, как молитва

Что такое молитва? Установленный текст, читаемый при обращении к Богу, Богородице, к святым с просьбой о чем-нибудь.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»

Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка

Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой

Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край откуда мчится он, -

Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога…

Выводы: 1. Лермонтов хотел видеть мир, как и хотели романтики, гармоничным, совершенным и прекрасным. 2. Но жизнь предстала перед поэтом, в отличие от Пушкина, лишенной гармонии. 3. На фоне этой дисгармонии отчетливо проступают идеалы Лермонтова: вера в любовь, в дружбу, в высокое предназначение человека на земле.

Стихотворение Молитва («В минуту жизни трудную»)

В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть

Есть сила благодатная в созвучье слов живых, И дышит непонятная,, Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится, Сомненья далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко…

4. Присутствие Бога ощущается не разумом, а чувством Так, звуки в «чудной» молитве непонятны, но обладают «Силой благодатной», исцеляя больную душу, «и дышит непонятная, святая прелесть в них» Так, звуки в «чудной» молитве непонятны, но обладают «Силой благодатной», исцеляя больную душу, «и дышит непонятная, святая прелесть в них»

Стихотворение Молитва («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного

Окружи счастьем душу достойную; Дай ей спутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.

Что такое молитва? Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.

5. Лермонтов молится перед иконой Богородицы не за себя («душу пустынную», «странника в свете безродного» 6. Его мольба о «деве невинной», обреченной жить в «мире холодном»: вручая «теплой заступнице» «деву невинную»,, Лермонтов просит окружить её «счастьем душу достойную» : просит все, что составляет счастье человека на земле («Сопутников, полных внимания, молодость светлую, старость покойную») 6. Его мольба о «деве невинной», обреченной жить в «мире холодном»: вручая «теплой заступнице» «деву невинную»,, Лермонтов просит окружить её «счастьем душу достойную» : просит все, что составляет счастье человека на земле («Сопутников, полных внимания, молодость светлую, старость покойную»)

7. Лермонтов просит за невинную душу перед Богородицей от рождения до «часа прощального» 8. Трагизм современного человека заключается в том, что он лишь изредка уповает на благое влияние неба на свою судьбу, он предоставлен сам себе в холодном мире. Поэтому значительно чаще поэт обращается к трагическому опыту человека на Земле.