Готовность к инновационной деятельности - это совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения.
То, что побуждает человека действовать, к чему он стремится Нужда, необходимость для его существования и выступающих источником его активности
Задачи инновационной деятельности учителя. Инновационная активность учителя в общем случае направлена на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всей школы в целом. Решаются задачи четырех основных типов: освоения (внедрения) новшеств; собственной разработки новшеств; проведения педагогических экспериментов; передачи собственного опыта и разработок.
анализ и выявление проблем собственной деятельности; анализ и выявление проблем деятельности групп, в которые входит учитель (например, классных команд) и педагогического коллектива школы в целом; поиск и оценка новшеств; разработка инновационных предложений; проектирование новой модели собственной деятельности; участие в проектировании будущей педагогической системы школы; участие в разработке или самостоятельная разработка внедренческих проектов; программ экспериментов;
Основные действия, которые совершает учитель в ходе инновационной деятельности, это: анализ состояния образовательной деятельности; поиск и оценка новшеств; разработка предложений о внедрении новшеств в образовательную систему школы; проектирование изменений; внедрение новшеств; подготовка и проведение экспериментов. Основные действия, которые совершает учитель в ходе инновационной деятельности, это: анализ состояния образовательной деятельности; поиск и оценка новшеств; разработка предложений о внедрении новшеств в образовательную систему школы; проектирование изменений; внедрение новшеств; подготовка и проведение экспериментов.
Направленность учителя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов – необходимое условие приобретения инновационной деятельностью. Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.
уровня мотивационной готовности; уровня компетентности в инновационном образовании; уровня компетентности в педагогической инноватике.
владеет комплексом понятий педагогической инноватики; владеет комплексом понятий педагогической инноватики; понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью; понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью; знает основные подходы к развитию педагогических систем школы; знает основные подходы к развитию педагогических систем школы; умеет изучать опыт учителей-новаторов; умеет изучать опыт учителей-новаторов; умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения; умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения; умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса; умеет разрабатывать и обосновывать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса; умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств; умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств; умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее; умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее; умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов; умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов; умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы; умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы; умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности
побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде; сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями; побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений; давать учащимся возможность исследовать свои предположения, особенно путем обсуждения в малых группах; предоставлять возможность применять новые знания к широкому кругу явлений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение
Деятельность учителя должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Он должен создавать и постоянно совершенствовать свою педагогическую концепцию, осваивать и если требуется – производить новые методы педагогической деятельности.