История возникновения шахмат Журавлёв Александр Николаевич г. Северодвинск 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План Введение Возникновение шахмат Шахматы в России Чемпионы мира по шахматам Развитие шахмат в с. Ярково Заключение.
Advertisements

Научившись играть в шахматы мне очень захотелось узнать о них, сколько в них было игроков, где они появились, когда появились? Считается, что шахматы.
ШАХМАТНАЯ ШКОЛА. В воспитании культуры мышления учащихся большое место мною отводилось шахматам… Шахматы должны войти в жизнь начальной школы, как один.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 949 Южного окружного управления Исследовательская работа на тему:
Работу выполнил ученик 3 е класса МБОУЦО 1 Борисов Ярослав Классный руководитель Щеглова Л.В.
Шахматы как вид спорта
Шахматы появились в V-VI веке, во время битв и сражений между древними государствами, поэтому они символизируют войско (король- властитель, фигуры – армия).
Властитель умер. История возникновения Шахматы (от перс. «шах мат» - властитель умер) – игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель.
Курсовая работа Ж.В. Карасёвой, ДДТ «Ораниенбаум».
Автор: Долганов Олег, ученик 8 класса МОУ Коршикская СОШ Оричевского района Кировской области. Руководитель: Булдакова Светлана Геннадьевна, учитель математики.
Исследовательская работа по физической культуре Шумеевой Дианы 10Вкл. Шумеевой Дианы 10Вкл. Тема: « Популярность игры в шахматы среди учащихся среднего.
Расстановка фигур. Самое первое, с чего партия начинается - это расстановка фигур на доске. У каждой из них есть свое место. Доску во время игры ставят.
Творческий проект : « Шахматы для начинающих » Авторы : Копчик Владислав Максимчук Родион Руководитель : Гурин. В. А.
Можно ли целиком покрыть домино шахматную доску? Из шахматной доски вырезали две противоположные угловые клетки.
Кончаковский Владимир Александрович Тренер-педагог Гимназия 56 Петроградского района Санкт-Петербурга Апрель 2008 год.
«Учимся играть в шахматы» МОУ «СОШ 1» Миронов А. Г., учитель физики МОУ «СОШ 1»
Математика на шахматной доске Выполнил: ученик 10 «Б» класса Чащин Артём Валерьевич Научный руководитель: учитель математики Косарева Галина Николаевна.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества».г. Щекино ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ОТГАДАЙ ШАХМАТНУЮ.
Как начинать шахматную партию. начало шахматной партии для быстрой мобилизации (развития, развёртывания) сил.
Происхождение и история шахмат Шахматы в нашей стране Шахматы в Ростовской области История сулинских шахмат Заключение.
Транксрипт:

История возникновения шахмат Журавлёв Александр Николаевич г. Северодвинск 2014

Титульная страница Возникновение шахмат Развитие шахмат Современные шахматы

И стория возникновения и развития шахмат насчитывает многие века. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что игры, в которых было необходимо передвигать фишки на доске, существовали еще приблизительно в IV-III вв. до н.э. Согласно древней легенде, игра шахматы была создана неким брамином. Взамен на свое изобретение, он попросил у раджи казалось бы незначительную награду: столько зерен пшена, сколько уместится на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую два зерна, на третью четыре зерна и т. д. Однако, на самом деле вышло, что такого количества зерна (вместить которые можно в хранилище объемом 180 км³) нет на всей планете. Неизвестно так ли все происходило на самом деле, но, так или иначе, родиной шахмат считается Индия.

Д ревнейшая форма шахмат военная игра чатуранга появилась в первые века н. э. В Индии чатурангой назывался вид войска, включавший боевые колесницы – ладьи, слонов, конницу и пеших воинов. Игра символизировала битву с участием четырех родов войск, которыми управляет предводитель. Фигуры располагались по углам квадратной доски в 64 клетки, в игре принимало участие 4 человека. Фигуры же окрашивались в 4 цвета зеленый, желтый, красный и черный. Движение фигур определялось бросанием костей. Чтобы выиграть в партии необходимо было уничтожить все войска противников. Преемницей чатуранги стала игра шатранг, возникшая в Центральной Азии в конце V начале VI вв. В этой вариации игра имела два «лагеря» фигур и новую фигуру, изображающую советника короля фарзина; в игре участие стали принимать уже лишь 2 соперника. Целью игры было поставить мат королю соперника. Таким образом «игру случая» заменила «игра разума».

В VIII-IX вв. шатранг проник из Центральной Азии на Восток и Запад, ставший известным под арабским названием шатрандж. В шатрандже (IX-XV вв.) сохранилась терминология и расстановка фигур, однако внешний вид фигур претерпел изменения. Дело в том, что религия была против использования живых существ для обозначения шахматных фигур, поэтому арабы стали использовать в этих целях абстрактные фигурки в виде небольших цилиндров и конусов. Это значительно упростило их создание, что, в свою очередь, поспособствовало дальнейшему распространению игры в массах. Итак, использование абстрактных образов для создания шахматных фигур способствовало изменению восприятия шахмат – они перестали восприниматься как символ войны, а стали ассоциироваться с житейскими перипетиями, открывая новую страницу в истории шахмат.

В период раннего средневековья арабы, в результате завоевания Испании, перенесли шатрандж в Испанию. После чего эта игра начала распространяться в Западной Европе, где продолжилось дальнейшее преобразование правил, которое в результате превратило шатрандж в современные шахматы. Современный же облик шахматы приобрели лишь к XV веку. Приблизительно в 820 году арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат» появились на Руси, в русском языке обретя уже известное всем нам название «шахматы».

О днако христианская церковь на протяжении всей истории шахмат занимала резко негативную позицию, приравняв их к азартным играм и пьянству. Но, несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше, чем среди прочих сословий. И уже в 1393 году Европе Регенбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. Играл в шахматы Иван Грозный. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи проходили с непременными шахматными играми.

В XIV-XV вв. традиции восточных шахмат в Европе были утрачены, а в XV-XVI вв. стал очевиден отход от них после ряда изменений в правилах ходов пешек, слона и ферзя. Но уже к XVXVI векам шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории. В 1561 году священник Руй Лопес – автор популярного дебюта «испанская партия» – издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.

В 1886 году в США состоялся первый официальный матч на первенство мира в истории шахмат. Борьба разворачивалась между Стейницем и Цукертортом. Выиграв этот матч, Стейниц стал первым чемпионом мира. Он не только являлся сильнейшим шахматистом, но и создателем школы позиционной игры. Значение позиционной школы для развития и распространения шахмат трудно переоценить. Вместо игры, основанной только на конкретном расчете, был предложен сугубо научный метод, основанный на объективной оценке плюсов и минусов позиции.

В начале XX века в шахматах зародилось такое направление, как "гипермодернизм" или "неоромантизм". Гипермодернисты критиковали ряд установок позиционной школы. Они, например, полагали, что позиционная школа переоценивает роль пешечного центра и разработали концепцию фигурно-пешечного центра, когда контроль над центральными полями осуществляют не только пешки, но и фигуры. Это привело к появлению ряда новых начал: дебюта Рети за белых, защиты Нимцовича, защиты Грюнфельда, новоиндийской и староиндийской защит, а также защиты Алехина за черных. Главное достижение гипермодернистов, оказавшее наибольшее влияние на дальнейшую историю шахмат – они снова сделали шахматы интересными, вернули тактическую игру, полную жертв и комбинаций.

В 1927, выиграв матч у Капабланки, четвертым чемпионом мира стал русский Александр Алехин ( ). В 1935 Алехин в матче, проходившем в различных городах Голландии, уступил голландцу Максу Эйве, ставшему пятым чемпионом мира, но в 1937 вернул звание чемпиона, победив в матч-реванше. О днако на шахматном Олимпе по-прежнему главенствовали представители позиционной школы, и в 1921 кубинец Хозе Рауль Капабланка ( ) стал третьим чемпионом мира. За понимание позиции и техники позиционной игры его называли "шахматной машиной" и считали непобедимым.

П осле окончания второй мировой войны СССР вступил в шахматную федерацию – ФИДЕ, а советские шахматисты стали доминировать на мировой шахматной арене. Из восьми шахматистов, которые в послевоенные годы были увенчаны лаврами чемпиона мира по шахматам, семь гроссмейстеров представляли СССР: Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров. Чемпионками мира среди женщин становились советские шахматистки Людмила Руденко, Елизавета Быкова, Ольга Рубцова, Нона Гаприндашвили, Майя Чибурданидзе. Всеобщая компьютеризация и Интернет конца 20 - начала 21 вв. сильно повлияли на развитие шахмат. В 1997 году компьютер (Deep Blue) уже выигрывает матч у чемпиона мира. Таким образом, мы вступили в 21 век - век компьютерных шахматных программ.