Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные методы изобразительной деятельности Автор: Козлова Надежда Владимировна Воспитатель МБДОУ детский сад «Ласточка»
Развитие творческого воображения – одна из главных задач дошкольного воспитания В истории дошкольной педагогики проблема детского творчества всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческих личностях. Многие дарованные природой способности не раскрываются в полной мере без целенаправленной и системной работы над их развитием. Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творческого воображения, так как в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах: совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе способности и склонности. Не получившее должного развития в детском возрасте, творческое воображение порой остаются нереализованными и во взрослой жизни. Наличие же развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Вот почему работа над развитием творческого воображения дошкольников крайне важна.
В развитии творческого воображения неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно творческой деятельности рисование лепка
Вырезание бумажных фигурок и их наклеивание (создание аппликаций) Создание поделок из природных материалов
Различные виды конструирования
Нетрадиционные техники рисования как вид художественно-творческой деятельности Одним из интересных видов художественно-творческой деятельности являются нетрадиционные техники рисования. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития воображения и творческих способностей детей, ведь в ней особенно ярко проявляются разные стороны развития ребенка. Использование в воспитательской работе нетрадиционных техник рисования – это не только отличной способ заинтересовать детей, но и толчок к развитию их воображения и творческих идей, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном «рисунке», дошкольники учатся думать и самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Цель использования нетрадиционных методов ИЗО деятельности как направления воспитательской работы с дошкольниками развитие у детей творческого воображения, стимулирование художественного творчества и помощь в активизации творческого потенциала воспитанников через нетрадиционные техники и методы изобразительной деятельности.
Задачи : Развивающие: формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; развивать художественный вкус, воображение и фантазию, изобретательность, пространственные представления; формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ; развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства (удивление, сомнение, радость от узнавания нового)
Образовательные: закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества; знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними; закреплять приобретённые воспитанниками умения и навыки, демонстрировать детям широту их возможного применения; знакомить с изделиями декоративно прикладного искусства (они раскрывают перед детьми богатство культуры народа и помогают им усвоить нравы и обычаи, передаваемые с давних времен от поколения к поколению); учить понимать и любить прекрасное учить создавать свои неповторимые образы, используя различные техники ИЗО деятельности; помогать детям овладевать различными техническими навыками при использовании в изобразительной деятельности нетрадиционных техник
Воспитательные: воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию Оздоровительные: укреплять здоровье детей, используя комплексы здоровьесберегающих технологий; благотворно влиять с помощью нетрадиционной техники изобразительной деятельности на эмоциональное состояние и психическое развитие детей
Основные принципы развития детского творчества и воображения: принцип этапности (от простого к сложному); принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве); принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов); принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)
применение принципов развития воображения и детского творчества при использовании нетрадиционных методов ИЗО деятельности с дошкольниками Принцип От простого к сложному (от простого отштамповывания следов пропитанными краской поролоновыми губками на белом листе до создания рисунков «Космический пейзаж») Принцип сравнений, поиск новых технологий (от привычного рисования матрешки кисточкой до ее изображения при помощи рисования пальцами)
применение принципов развития воображения и детского творчества при использовании нетрадиционных методов ИЗО деятельности на занятиях с дошкольниками Принцип динамичности (техника создания игрушки по мотивам дымковской барышни понятна детям и спустя освоена ими) Принцип творческого взаимодействия детей и взрослого при создании объемной аппликации « Снегири » в комбинированной технике
Наш центр художественной деятельности оснащён разнообразным материалом для творчества: краски акварельные и гуашевые, разнообразные печатки, трафареты, карандаши простые и цветные, восковые мелки, ластики, фломастеры, раскраски, бумага для рисования; материал для аппликации; пластилин для лепки и пластилинографии; разнообразный природный и бросовый материал для преобразования (например: сделать из коробки фотоаппарат или из обрезанной бутылки дымковскую барышню и т.д.)
Спасибо за внимание !