Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
механизм деятельности 1) предъявление контролируемого варианта; 2) наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; 3) сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму; 4) критериальная оценка результата сопоставления.
уроки развивающего контроля проводятся в два этапа 1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание; 2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
формы организации уроков развивающего контроля самоконтроль взаимоконтроль педагогический контроль
Структура урока развивающего контроля 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно- коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап решения заданий творческого уровня; 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности 1) определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»); 2) актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»); 3) исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»); 4) установить форму и процедуру контроля; 5) предъявить критерий выставления оценки.
этап актуализации и пробного учебного действия организовать повторение контролируемых способов действий (норм); активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы; организовать мотивирование учащихся («хочу» - «надо» - «могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа; организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы; организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок); предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.
этап локализации индивидуальных затруднений организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу») и формулировку ими основной цели урока; воспроизвести контролируемые способы действий (нормы); проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости - согласование их оценок с оценкой учителя.
Деятельность учащихся 1) уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода); 2) на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднений; 3) выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.
этап построения проекта коррекции выявленных затруднений сформулировать индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять); выбрать способ(как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом учащиеся будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).
этап реализации построенного проекта 1) самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки; 2) в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки; 3) далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки; 4) решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).
этап обобщения затруднений во внешней речи 1) обсуждение типовых ошибок; 2) проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 1) учащиеся выполняют самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки; 2) проводят самопроверку своих работ по готовому образцу и фиксируют знаково результаты. 3) фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.
этап включения в систему знаний 1) учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой; 2)выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.
этап рефлексии 1) учащиеся проговаривают механизм деятельности по контролю; 2) анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления; 3) называют способы действий, вызвавшие затруднение; 4) фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов; 5) оценивают полученные результаты собственной деятельности; 6) при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества); 7) намечают цели последующей деятельности.
THANK YOU HAPPY NEW YEAR! С НОВЫМ ГОДОМ!