Приемы и формы мотивации в познавательной активности школьников Презентацию выполнили учителя МОУ СОШ 31 г. Комсомольска –на - Амуре Баннова Елена Васильевна Былкова Ольга Владимировна Воробьёва Наталья Борисовна Кныш Наталья Евгеньевна Ничепуренко Светлана Николаевна Чернолых Ольга Анатольевна
Приемы мотивации, работающие на: БОНУС
Прием «Ожившие модели» Ученикам, объединённым в группы предложить «оживить» любую рабочую модель, схему, рисунок, опыт. Задание выполняется без слов, с помощью мимики и жестов. Ограниченность во времени (4-5 мин). Учащиеся других микрогрупп отгадывают объект «оживления »
Прием «Интеллектуальный тир» Цель: отвечая на вопросы заработать наибольшее количество баллов за правильные ответы. Приготовить игровое поле из 30 вопросов разной стоимости. Самый дорогой вопрос по центру. Команды кидают кубик по очереди. После 5-8 подходов подводятся итоги
Прием «Артефакт» Цель: найти ответ на поставленный вопрос или сформулировать проблему, которую надо обсудить. В качестве артефакта ученикам можно предложить какой-либо предмет- загадку, ребус, фрагмент кинофильма в котором содержится ответ на поставленную проблему.
Прием «Машина времени» Ученики должны продемонстрировать как можно больше знаний по данной теме. Учащиеся делятся на группы - 4 экипажа, король со свитой и колдун Экипажи попадают в прошлое, где своими знаниями должны помочь развитию некоторого государства. Колдун мешает получению знаний, король поддерживает науку финансами. Итог: побеждает команда, которая получит наибольшую финансовую поддержку
Акрослово Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита": В всесильный О олицетворяет справедливость Л луна, черный пудель и "чертовщина" А антипод Иешуа Н не абсолютное зло Д дьявол
Прием «Парковка вопросов» Применяется для повторения и обобщения учебного материала. Учащиеся делятся на команды. Каждая команда составляет по определённой теме вопросы, начинающиеся на заданное слово: что, где, почему, зачем и т.д Цель каждой команды придумать как можно больше своих вопросов и отгадать наибольшее количество вопросов команд - соперников.
Приёмы приобщения родителей к повышению мотивации детей 1. Семейные традиции (мини проекты) 2. Профессии родителей 3. Рассказы из семейного альбома. 4. Фестиваль самых интересных занятий (создание семейных стендов, вернисажей)
Видеосъёмка Цель: формирование навыков групповой рефлексии В группе 5-6 человек распределить обязанности – Сценарист – Оператор – Репортёры Проводится съёмка по определённому сценарию в виде интервью. Применяется на уроках обобщения и систематизации знаний.
Ярмарка интересных дел Представление работ учащихся, выполненных по итогам внеурочной деятельности: Проекты Рисунки Поделки и т.д.
Вернисаж Выставка работ учащихся по определённой тематике:
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Карта островов вывешивается на доске (стене) и ученики выходят к карте и маркером (фломастером) нарисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.
Бермудский треугольник О-в Воодушевления О-в Грусти О-в Ожидания О-в Тревоги О-в Неопределенности О-в Недоумения О-в Радости О-в Наслаждения О-в.Удовольствия О-в Просветления
Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения: - присесть на корточки - очень низкая оценка, нега тивное отношение; - присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение; - обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка, спокойное отношение; - поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитив ное отношение; - поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
Приемы рефлексии на уроках
Почему было трудно? Что открыли, узнали на уроке? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вы взяли с сегодняшнего урока? Над чем заставил задуматься урок?
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убеди- тельные слова признательности и этому участнику событий.
Ничего не понял Получил удовольствие Удивился Узнал что-то новое Расстроился Научился
Вид задания Отметка Ведется на протяжении всего урока. Фамилия, имя ученика_____________________________
Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.