Использование театральной педагогики в урочной и внеурочной деятельности Рыбакова Елена Васильевна учитель русского языка и литературы МОУ Ломовская СОШ Рыбинского МР
Многолетний опыт изучения проблем интеграции: методическая разработка «Сопровождение уроков интегрированного типа»; Участие в реализации образовательных проектов: «Организация внеурочной деятельности сельских школьников», «Создание модели школы полного дня как фактора формирования гражданских позиций сельского школьника»; Опыт по созданию театральных сценариев Условия возникновения опыта
Актуальность опыта Требования ФГОС Потенциал театральной педагогики Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов через реализацию системно- деятельностного подхода; Проектирование и конструирование развивающей образовательной среды, гуманизация учебного процесса в целом; Сформированность устойчивого интереса к чтению, различным видам анализа литературных произведений и их интерпретации; воспитание языковой личности Театральная педагогика предлагает новые формы мотивации к учебной деятельности и возможность поэтапного погружения в художественный текст; Спектакль как способ сотрудничества и воспитание коммуникативной культуры Театральная деятельность обеспечивает интеграцию разных видов деятельности;
Недостаток интегративных связей школьных предметов и преимущество традиционных методов обучения. ? Преобладание электронной культуры. Отсутствие интереса к обучению, мотивации к чтению и познанию Театральная деятельность в школе - универсальная образовательная модель, обеспечивающая интеграцию разных видов искусств, мотивацию к чтению и анализу текстов литературных произведений. Противоречие - проблема
Междисциплинарное направление театральная педагогика Воспитательное значение детского театра в образовательном процессе (Н.Н.Бахтин, В.П. Острогорский, Н.Ф. Букатов, К.Д. Ушинский) Методические основы детской театральной самодеятельности (Ю.И. Рубина, В.Г. Ширяева, Н.Н. Шевелев, Н.М.Лебедева, Н.А.Ветлугина) Методика открытого режиссёрского действия как эффективной формы обучения (В.А.Ильев, В.М. Букатов, А.П.Ершова) Театральное творчество в контексте игры (П.П.Блонский, Л.С.Выготский О.В. Акулова, Н.А.Ветлугина Г.Л. Рошаль). Театр как специфический метод художественного развития и социализации личности ребенка (С.Т.Шацкий, А. С. Макаренко, Н.И. Сац, С.А. Ауслендер, С.М. Бонди, Н.С. Шер, С.Г. Розанов) «Театральной педагогикой» принято называть создание целостного образа на основе игрового действия, ролевой установки, в процессе коллективного творчества, организованного по законам искусства». Ю.И.Рубина
Этапы развития театрализованной деятельности (научное обоснование Н.А.Ветлугиной) 1. Художественное восприятие литературных произведений. 2. Освоение специальных умений для становления основных («актёр», «режиссёр») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»). 3. Самостоятельная творческая деятельность.
1. Элементы театрализации на любом уроке 2. Театральный урок Формы вовлечения в сферу театрального искусства 3. Посещение профессионального театра 4. Участие в любительском коллективе
Театральное объединение «Волшебный мир театра» Кукольный театр «Капельки доброты» Мюзикл-студия «Аленький цветочек» Театральная мастерская «Глобус»
Элементы театрализации на уроке Мизансценирование - расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля Этюд- это маленькая сценка, событие в предлагаемых обстоятельствах. Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Инсценирование – перевод текста в сценический вариант (для постановки на сцене)
Красота Красивый Красный
Театральный урок и его формы Актёрская деятельность Урок – спектакль – это сочетание в уроке нескольких приемов театральной педагогики Режиссёрская деятельность Оформительская деятельность Урок-мастерская «Нужна ли нам культура речи?»; Урок-размышление «Планеты и баобабы в жизни Маленького Принца»; Урок-исследование «Великая и забытая Первая Мировая»; Конкурсы чтецов «Живая классика», «Дорогая моя провинция» (номинации «Глагол», «Верю»); Проекты: «Тема войны в искусстве», «Звёздный проект», «Таланты России», «Алые паруса», «Мне поручена роль».
Костюм как способ погружения в культуру разных стран и эпох Костюмы к спектаклям «1812 год», «Щелкунчик», «Соловей», «Ярославна», «Маленький принц»
Театральные проекты- макеты как вид мизансценирования Проект «Праздник в Конфетенбурге» после изучения сказки «Щелкунчик» Афиша спектакля «Соловей» Декорация к литературным произведениям «Белые ночи», «Три пальмы», «Соловей»
Участие в театральном объединении «Волшебный мир театра» Самое лучшее из всех доказательств есть опыт Концепция развития театрального объединения : 1. Концепция социализации 2. Концепция воспитания духовно-нравственной личности 3. Концепция диагностики и динамики развития личности и их художественных способностей
«Лицей, который не кончается» (о Пушкине А.С. и его лицейских друзьях), 2009 г. «С любовью в сердце и войной в судьбе» (по произведениям писателей- фронтовиков) Литературно-музыкальная композиция 3 место. в региональном конкурсе «Тебе, Россия!», г. Углич, «Под сенью дружных муз» Спектакль был приурочен к 200-летию Царскосельского Лицея - 19 октября «Соловей» спектакль по сказке Г.Х. Андерсена Диплом «Лучшая сценография» в рамках XIV областного фестиваля детского и юношеского творчества «Радуга» «Уж постоим мы головою за Родину свою!» Литературная композиция к юбилею войны 1812 года «Маленький принц» Спектакль-размышление по сказке Антуана де Сент- Экзюпери. – «Треугольные письма» Литературно-музыкальная композиция к 70-летию ВОВ – Спектакли театрального объединения «Волшебный мир театра»
Рисунок как средство погружения в литературный текст
Приёмы развития метафорического мышления Видеомы, комиксы, ассоциативные коллажи, эйдос-конспекты
Новизна представленного опыта Школьный театр - универсальная интегрированная модель обучения, средство достижения личных, предметных и метапредметных УУД; Приёмы театральной педагогики становятся составной частью урока литературы, формируют навыки смыслового чтения, синтезируют лингвистическое и речевое развитие ребенка.
Выпускники школы - студенты: Ярославского колледжа культуры; Ярославского музыкального училища (колледжа) им. Л.В.Собинова; Рыбинского полиграфического колледжа - дизайн отделение; Ярославского театрального института, специализация «Артист театра кукол»; Московского ГАХИ им. В.И. Сурикова Позитивная динамика учебных достижений обучающихся: результаты ЕГЭ -14 г.по русскому языку б, литература-87 б; Увеличилось число участников, призёров, победителей предметных олимпиад, внеурочных конкурсов Расширился читательский интерес: участие в предметных международных играх: по русскому языку «Русский медвежонок», по литературе «Пегас», по МХК «Золотое руно», общероссийской в конкурсе юных чтецов «Живая классика», конкурсах сочинений «Проба пера», «Лидер XXI века» Интерес к проектной деятельности на разных уровнях: «Тема войны в искусстве», «Звёздный проект», «Таланты России» Результативность опыта
Лауреаты II степени Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета»; «С любовью в сердце и войной в судьбе» Литературно-музыкальная композиция, 3 место в региональном конкурсе «Тебе, Россия!» «Соловей» ((по сказке Г.Х. Андерсена «Лучшая сценография» в рамках XIV областного фестиваля детского и юношеского творчества «Радуга»
Рыбакова Е.В.Духовные ценности и нравственные идеалы в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Урок развития речи: Подготовка к сочинению по «Повести о Петре и Февронии Муромских» // Русский язык. Литература. Информационно-методический бюллетень. Выпуск 1. - М.: Вентана-Граф, С Интегрированный урок в 9 классе. Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения (В.П.Астафьев «Музыка») // Материалы научно- практической конференции «Корнесловные основы современного образования: от значений к смыслам», 2010 Внеурочная деятельность по литературе как средство формирования метапредметных универсальных учебных действий // Новые УМК по русскому языку и литературе в рамках введения ФГОС общего образования. Материалы научно-практической конференции: в 2 ч. / составитель М. А. Соловьева; под общ. ред. Н. В. Чекановой. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, С Использование театральной педагогики в условиях ФГОС // «Образовательный диалог». – Рыбинск: Изд-во МОУ ДПО «Информационно- образовательный Центр», (5) С Конспекты уроков литературы по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Москва, Интернет-проект «Копилка уроков- сайт для учителей», День делового общения. Дебаты «Нужна ли нам культура речи?» Презентация опыта работы по корнесловно-смысловому методу обучения. Интегрированный корнесловный урок по басне И.А.Крылова «Квартет». г. Смоленск, «Инфоурок» Социальная сеть взаимовыручки учителей, Представление опыта в публикациях
Спектакли на военную тему «С любовью в сердце и войной в судьбе» и «Треугольные письма»
А.Пушкин – Федосеев Денис, И.Пущин – Учаев Никита, Антон Дельвиг – Борошнев Павел (9 кл.)
«Уж постоим мы головою за Родину свою!» 1812 год
Литературная композиция «Уж постоим мы головою за Родину свою»
Спектакль по сказке Г.Х.Андерсена «Соловей»
Лис Король Честолюбец
Лётчик Роза Маленький Принц Деловой человек Змея Земля
«Маленький Принц»
Театр - это… …мир, где сказочные события превращаются в реальность это лекарство для души это переживание чужих судеб это зеркало, где люди могут посмотреть на себя со стороны, оказаться в другом мире мир, где раскрываются таланты это место, где оживают сказочные персонажи, где люди могут понять смысл дружбы, любви, жизни это уроки жизни и увлекательная игра Отзывы учеников о театре