Петр I Петр I придавал большое значение искусству, считал его развитие крайне необходимым для молодой России: « Без живописца и гравировального мастера, говорил он, обойтиться невозможно будет, понеже издания, которые в науках чиниться будут... имеют рисованы и градированы быть ».
древнерусские традиции решительней отодвигаются на второй план; европеизм - ориентация на Западную Европу - становится определяющим и даже принудительным; секуляризация, обмирщение искусства полностью вступает в свои права; поиск новых творческих методов и рождение неизвестных ранее видов, жанров и художественных форм; Основные черты:
Иван Никитич Никитин «Портрет напольного гетмана» Портрет напольного гетмана - уникальный пример изображения человека XVIII века без привычного для эпохи парика, расшитого золотом камзола. Перед зрителем предстает образ отважного вояки. Суровым взглядом, выражением уставшего лица своего героя художник передает его биографию.
Преображенская серия портретов т. н. « шутов » знаменитый цикл портретов соратников императора Петра I по « Всепьянейшему собору Всешутейшего князь - папы », характеризующийся необычной, иронично - сатирической трактовкой моделей. Яков Тургенев М.Ф. Нарышкин («патриарх Милака») Андрей Бесящий
Матвеев Андрей Матвеевич «Автопортрет с женой»
Возрождение монументального вида живописи - мозаики М.В. Ломоносовым: разработал рецептуру сплавов цветных стекол «Полтавская баталия» «Портрет Петра I»
Галерея образов современников Федор Рокотов «Коронационный портрет Екатерины II» Дмитрий Левицкий «Портрет П. А. Демидова»
Реалистические начала в русской живописи Алексея Антропова. «Портрет Петра III» «Портрет Екатерины Алексеевны» «Портрет Елизаветы Петровны»
гравюра должна была утверждать в художественных образах достижения России, прославлять ее военные победы, иллюстрировать научные книги; изображение конкретного, определенного события; уничтожается разрыв между образами и видимой повседневной жизнью, который характерен для 17 столетия; развитие гравирования было тесным образом связано с книгопечатанием и с изготовлением карт, чертежей, словом, с практическими задачами. Русская гравюра 1 пол XVIII века. Основные черты:
Алексей и Иван Зубовы Панорама Санкт-Петербурга, 1716
Алексей и Иван Зубовы Летний дворец Петра I и Летний сад в Санкт-Петербурге, 1716 Вид на Екатерингоф, 1716.
Алексей и Иван Зубовы Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы 21 декабря 1709 г, 1711
Алексей и Иван Зубовы Пленные Шведские корабли, введённые в Санкт-Петербург после Гангутского сражения, 1715
Алексей и Иван Зубовы Битва при Гренгаме, 1721.