Комарова Тамара Семеновна
Комарова Тамара Семёновна - доктор педагогических наук, профессор МГГУ им. М.А. Шолохова Создатель современной школы эстетического воспитания. Автор основных программ дошкольного воспитания. Работала воспитателем, старшим воспитателем в детском саду; затем по приглашению управления дошкольным воспитанием г.Москвы, работала методистом Московского городского методического кабинета по дошкольному воспитанию.
Достижения С 1965 г. по 1983 год -- в НИИ дошкольного воспитания, где работала младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником и заместителем директора по научной работе. С 1983 г. до 1991 г. работала профессором на кафедре педагогики МГПИ им. В.И. Ленина. С 1991 г. заведующая кафедрой эстетического воспитания в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова. В настоящее время заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий. Академик Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), Академик- секретарь бюро отделения теории и методики дошкольного и начального образования. Заслуженный деятель науки РФ.
Базовые принципы научной школы Т.С. Комаровой Подходы к воспитанию. «В деле воспитания личность воспитателя играет определяющую роль. Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания». Воспитание начинается в утробе матери, а обучение – с рождения. Каждый ребёнок имеет право на развитие способностей и талантов. Способности ребёнка развиваются в деятельности Все дети требуют индивидуального подхода к их воспитанию и обучению. Нет воспитания без обучения и обучения без воспитания и развития.
Заповеди педагога-воспитателя Первая заповедь педагога-воспитателя – результатом научно- практической деятельности педагога является человек. Вторая заповедь педагога-воспитателя – быть требовательным к себе. Третья заповедь педагога-воспитателя – быть добрым, любить детей Четвёртая заповедь педагога-воспитателя – уважать личность ребёнка. Пятая заповедь педагога-воспитателя – создавать благоприятную для ребёнка художественно-эстетическую и воспитательно- образовательную среду детства.
Научные принципы школы. Понимание роли науки в развитии мира и человека. Ответственное отношение к науке и подготовке научных кадров. Верность философским и психолого-педагогическим основам эстетического, интеллектуального, нравственного формирования личности педагога-учёного. Знание основополагающих концепций классического и современного воспитания и обучения детей от рождения до школы и окончания среднего общего образования. Опора на лучшие образцы народного, классического и современного искусства, как особой формы познания мира. Постоянное движение вперёд, в осуществлении научно- исследовательской работы в области педагогики и психологии детства; проявление активности в распространении принципов школы.
Научные принципы школы. Практика – критерий истины. Систематическое взаимодействие с практикой всестороннего воспитания, обучения и развития детей от рождения до окончания общеобразовательной школы. Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Помощь практическим работникам в их профессиональном росте. Расширение научных связей с отечественными и зарубежными исследователями. Поддержка друг друга и помощь тем, кто развивает и реализует перечисленные положения и заповеди. Работа по выращиванию научной смены. Честность и добросовестность в науке. Уважение к своим ученикам и коллегам.
Список научных и учебно- методических трудов Т.С.Комаровой От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мозаика-Синтез Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей. Часть I и часть II. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Комаровой Т.С., Зацепиной М.Б., Крамаренко О.К. М.: Редакционно-издательский центр – Аттестация педагогических и руководящих работников Московской области / Под ред. Комаровой Т.С. М.: с. Аттестация педагогических и руководящих работников Московской области. – М.: (Совм. с Утешевой Т.П., Фоменко И.А.)
Список научных и учебно-методических трудов Т.С.Комаровой Воспитание и образование детей младшего возраста – генеральный вектор программы ЮНЕСКО «Образование для всех» // Материалы 2 международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях». М.: Пушкино, Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, п.л. Диагностика готовности детей к обучению изобразительному искусству в первом классе. Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества. В кн. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Комаровой Т.С., Соломенниковой О.А. Ярославль. Академия развития – 144 с с. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика- Синтез, Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, – 120 с. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Список научных и учебно-методических трудов Т.С.Комаровой Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, – 120 с. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, Занятия по изобразительной деятельности: Подготовительная к школе группа детского сада. М.: Мозаика-Синтез, Изобразительная деятельность // Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез с. Изобразительная деятельность в детском саду. М., (переиздание). 192 с. (15 п.л.) Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез Илья Васильевич Чувашов о развитии дошкольного воспитания в России // Воспитание дошкольников, 3, 2008 г. с «Материнская школа» Яна Амоса Коменского – первая книга для родителей о воспитании дошкольников // Воспитание дошкольников. М.: , 1. с
Список научных и учебно-методических трудов Т.С.Комаровой Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России Обучение дошкольников технике рисования. Издание третье, перер. и доп. М.: Педагогическое общество России, Обучение дошкольников технике рисования. Изданье четвертое, переработанное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, с. Опыт и проблемы проведения аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. М., с (Совм. с Прищепой С.С.) Подготовка будущих воспитателей дошкольных учреждений к осуществлению интеграции в педагогическом процессе. // Детский сад от А до Я. 6, ,4 п.л. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. Издание 2-е переработанное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2006, 160 с. (Совм. с Зыряновой О.Ю.) Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2004 Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», Редактор программы. 13 п.л.
Список научных и учебно-методических трудов Т.С.Комаровой Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Допущено Министерством образования и науки РФ. М.: Мозаика-Синтез е изд. испр. и доп. 106 стр. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под. ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – 5-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, – 208 с. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез – Издание 6 исправленное и дополненное. – 208 с. Программа эстетического воспитания дошкольников. Изд. 4-е переработанное и дополненное / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России, с. (Совм. с Антоновой А.В., Зацепиной М.Б.) Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез с. (Совм. с Куцаковой Л.В., Павловой Л.Ю.) Формирование способностей к изобразительный деятельности у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей. М.: Редакционно-издательский центр –
Список научных и учебно-методических трудов Т.С.Комаровой Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М.: Педагогическое общество России, (Совм. с Размысловой А.В.) Школа эстетического воспитания. М.:. Издательский дом Карапуз, с. Эмоциональное благополучие детей в дошкольном образовательном учреждении. М., с (Совм с Атякшевой Т.В.) Эстетическая развивающая чреда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России (Совм. с Филипс О.Ю.) Эстетическое воспитание. Сб. научных трудов. Проблемы педагогического образования / Под ред В.А. Сластёнина, Е.А. Левановой. Вып. 18. М Этическое и эстетическое воспитание: Методические рекомендации. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009.