Социальная педагогика как отрасль знания
Ключевые понятия Социальное воспитание – взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностных ориентации. Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Понятие социальной педагогики Термин социальная педагогика был предложен Фридрихом Дистервегом в середине XIX в. Социальная педагогика – наука, исследующая проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. (Пауль Наторп)
Определение социальной педагогики Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части). (Анатолий Викторович Мудрик)
Методологические основы социальной педагогики философия воспитания; философская антропология; педагогическая антропология; современные данные человекознания.
Объект и предмет СП Объектом СП является СВ. Предмет – исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития и позитивной самореализации человека. А.В. Мудрик
Разделы социальной педагогики Раздел: философия СВ; Содержание: рассматриваются фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы; Примеры: дается трактовка сущности СВ и его задач; определяются принципы СВ.
Разделы социальной педагогики Раздел: социология СВ ; Содержание: поиск путей интеграции воспитательных сил общества с целью создания условий для позитивных развития и самоизменения человека ; Примеры: создание единого воспитательного пространства в микросоциуме (школа, семья, учреждения дополнительного образования и др.).
Разделы социальной педагогики Раздел: социально-педагогическая виктимология ; Содержание: исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами НУС, определяет причины превращения человека в жертву НУС и направления социальной и педагогической помощи ; Примеры: определяются пути минимизации или компенсации неблагоприятного влияния антисоциального окружения на личность.
Разделы социальной педагогики Раздел: теория СВ ; Содержание: исследует, описывает, объясняет и прогнозирует функционирование СВ; Примеры: исследует с целью описания и анализа что представляют собой субъекты СВ, как они между собой взаимодействуют.
Разделы социальной педагогики Раздел: психология СВ; Содержание: выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов СВ; Примеры: мотивация субъектов СВ к позитивному развитию.
Разделы социальной педагогики Раздел: методика СВ; Содержание: конструирование способов целесообразной организации СВ; Примеры: игры-тренинги, беседа.
Разделы социальной педагогики Раздел: экономика и менеджмент СВ; Содержание: исследует экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания, вопросы управления СВ; Примеры: управление муниципальной воспитательной системой.