Разработка системы предпрофильной подготовки и профильного обучения Северской гимназии
Формы организации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения, направленной на развитие образовательной инициативы Тьюторские практики Сферы профессионального самоопределения Наука: перспективы развития, возможности, границы: Я - автор Современные информационные технологии: компьютерный дизайн Современный город: сценарии развития Современные межкультурные коммуникации Современный образ жизни Стилистика и дизайн: современные тенденции Школа: контуры будущего Искусство - образы времени Искусство и авторский мир Социокультурные общественные инициативы Школы Фестиваль молодежных досуговых и телевизионных программ Фестиваль молодежной фантазийной моды Фестиваль молодёжных СМИ Фестиваль юных дизайнеров Социокультурные проекты Урок: активные формы, традиционный Спецкурсы Практики Предметно- профильные уроки Проектно-исследовательская деятельность Психологическое сопровождение Элективные курсы Профильные предметы Элективные курсы, поддерживающие профиль Экспертиза результатов Формирование перспектив Развитие культуры предъявления результата Методологическое консультирование Экспертиза замысла Инициация идеи Программа гуманитарного сопровождения образовательной инициативы 1-8 классы 9 класс классы Внешние образовательные события
Внешние события : Международные, Всероссийские, региональные, областные конкурсы, олимпиады, конференции, выставки, фестивали Учреждения дополнительного образования: Музыкальная школа, Художественная школа Эксперты: Специалисты предприятий -ОГК СХК -ОМО СХК Представители городской Думы Представители городской Администрации Профессиональные поэты,писатели,художники, артисты и т.д. Вузы: ТГУ СГТА ТПУ ТГПУ ТУСУР ТГАСУ Формы организации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения, направленной на развитие образовательной инициативы
ПРОГРАММА ГУМАНИТАРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ: ИНТЕГРАЦИЯ РЕСУРСОВ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ Цель Программы – развитие системы школьной практики и содержания образования на основе программ выявления и поддержки образовательных инициатив и интеграции ресурсов открытого образовательного пространства. Задачи: обеспечение условий становления современных компетенций через пробно-поисковые формы освоения различных сфер деятельности, создание возможностей для выстраивания индивидуальной образовательной программы учащихся, расширение возможностей для самоопределения и самовыражения учащихся и педагогов, развитие образовательной активности и инициативы учащихся и педагогов, становление стиля жизни и сообщества молодых инициативных, ответственных людей, способных осуществлять самостоятельные действия в различных сферах жизнедеятельности, освоение учащимися и педагогами современных типов деятельности (проектной, предпринимательской, авторской) актуальных для становления инновационного, предпринимательского мышления, обеспечение связи образования с перспективными направлениями развития регионального сообщества. разработка системы мониторинга компетентностных результатов и эффектов проектно- исследовательской деятельности школьников. Целевые группы Программы: школьники всех возрастов (особо - подростковый и юношеский возраст) студенты младших курсов (1-3 курс) педагоги участники и субъекты молодежной политики представители профессиональных сообществ
Основные направления Программы Проекты в начальной школе: мир моих интересов Наука: перспективы развития, возможности, границы: - исследования в физике и решение изобретательских задач - математические исследования и проекты - естественнонаучные исследования и проекты - литературоведческие исследования и проекты - лингвистические исследование и проекты Я - автор (авторские художественные произведения) Современные информационные технологии: компьютерный дизайн Современный город: сценарии развития: - история, культура, быт, краеведение - экономика, политика, экология Современные межкультурные коммуникации Современный образ жизни (здоровье, спорт, психология) Стилистика и дизайн: современные тенденции Школа: контуры будущего Искусство - образы времени (проекты и исследования в области искусства) Искусство и авторский мир Социокультурные общественные инициативы Школы Фестиваль молодежных досуговых программ «Моя родина - Россия» Фестиваль молодежной фантазийной моды Фестиваль молодёжных СМИ городов ЗАТО Молодёжный фестиваль игровых и театрализованных программ «ШОУ-мания» Фестиваль юных дизайнеров
этапы образовательная задача этапа (годовой цикл образовательных событий программы) проблемы гуманитарного сопровождения (цикл педагогических семинаров ПК) I этап (сентябрь- октябрь) школьные «Ярмарки идей»: инициация проектных, исследовательских, авторских идей проблемы проявления индивидуальных и групповых интересов как источника образовательной инициативы. II этап (ноябрь) Городской «Фестиваль творческих идей»: развитие замысла (планирование действий, ресурсов, методов осуществления идеи) проектной, исследовательской, авторской деятельности проблемы перехода от интереса к замыслу как деятельностной единице образовательной инициативы. III этап (декабрь- февраль) методологические семинары, тематические консультации специалистов: развитие методологической культуры проектной, исследовательской, авторской деятельности проблемы реализации замысла с точки зрения культуры деятельности и освоение нового опыта деятельности IV этап (март) предзащита: развитие культуры оформления и предъявления результатов работы для слушателей (экспертов, партнеров, инвесторов и т.п.) проблемы содержательной коммуникации, культура презентации, диалога, дискуссии, экспертизы V этап (апрель) Открытый городской молодежный форум работа секций молодежного форума: экспертный анализ результатов проектной, исследовательской, авторской деятельности; формирование перспектив развития образовательной инициативы проблемы выявления личностной перспективы, социокультурной значимости и результативности образовательной инициативы. в течение года опыт участия во внешних образовательных событиях: конкурсах, фестивалях, конференциях областного, межрегионального, всероссийского уровня и его анализ
Типы результатов осуществления Программы I тип - учебные и образовательные результаты II тип – организационно-управленческие результаты III тип - образовательные и социокультурные эффекты
I тип - учебные и образовательные результаты: Значимыми результатами являются формирование рефлексии собственной деятельности; планирование действий по поиску идей, ресурсов, постановки целей, замысла, решению задач; культура делового общения с участниками разных возрастов, в том числе, со взрослыми, т.к. образовательные события позволяют расширять круг «знаковых взрослых», опробовать возможности партнерства взрослых и детей. В том числе, в рамках задач профилизации: на этапе предпрофильной подготовки (1-4, 5-9 кл.) – становление опыта осознанного выбора на основе личной истории развития образовательной инициативы через пробно-поисковые и проектно-исследовательские формы действия в различных сферах деятельности; на этапе профилизации в старшей школе - углубленная профильная подготовка на основе индивидуализации образовательных программ и проектно-исследовательской деятельности школьников.
II тип – организационно-управленческие результаты: механизмы индивидуализации в массовой школе для организации предпрофильного и профильного обучения на основе принципов и форм инициативной организации образовательного пространства в системе школьной практики: «урок – класс – дополнительное образование»; способы привлечения и соорганизации внешних образовательных ресурсов, планирования, организации, контроля и мотивации в рамках инициативного образовательного пространства; новый тип программы повышения квалификации организаторов предпрофильной и профильной подготовки, основанный на включенности в проектирование и рефлексии образовательных событий; региональный масштаб осуществления программы, включающий городские и сельские школы, специализированные образовательные учреждения, общественные организации.
III тип - образовательные и социокультурные эффекты: В программе сопровождения образовательной инициативы моделируется образовательная среда, соответствующая основным принципам компетентностного подхода. Такая среда порождает ценные образовательные и социокультурные эффекты, позволяет решать задачи повышения качества общественной связности благодаря следующим факторам: включенность молодежи, педагогов, профессионалов, представителей власти в значимые молодежные события городского и областного масштаба, где представлены разнообразные проектные, исследовательские, авторские интересы и достижения учащихся, является условием становления активной жизненной позиции, образцов поведения, связанных с ценностями конструктивного самовыражения, успеха, позитивных сообществ, и преодоления замкнутого, негативного мироощущения как у молодежи, так и у взрослых; участие в таких событиях взрослых как руководителей, консультантов, экспертов творческих работ и молодежи в качестве разработчиков проектов, исследований, авторских работ создает прецеденты поли позиционного, делового и развивающего общения, порождают эффекты роста мотивации детей и взрослых к проявлению инициативы, самостоятельным действиям, личному и профессиональному совершенствованию; это позволяет решать проблемы социальной адаптации и активизации жизненной позиции молодежи (в частности, в условиях закрытого малого города, сельских территорий и т.п.). опыт включения в различные пространства (в коммуникацию, в сферы деятельности) и осознания правил их устройства и действия в них. Направления-секции конференции соответствуют различным сферам деятельности: Современный город, СМИ, Школа, Искусство и дизайн, Здоровый образ жизни, Межкультурная коммуникация.. Наука. и др., что позволяет сформировать карту «реального» мира Деятельности, оценить проблемы и возможности различных сфер, осознать свое место в этом мире, определить ту сферу, которая может быть связана с дальнейшей профессиональной деятельностью.
Ценность продолжения образования Ориентация в современных сферах деятельности и профессиональных мирах Приоритетность инновационной деятельности в современной культуре Ориентация гимназического образования на специфику региона и города Система предпрофильной подготовки и профильного обучения
Рамки и цели выстраиваемой системы предпрофильной подготовки и профильного обучения: Рамки Цели Ценность продолжения образования Доступность университетского образования Ориентация в современных сферах деятельности и профессиональных мирах Первичное самоопределение и профориентация школьников относительно современной карьеры гуманитария в различных сферах деятельности Приоритетность инновационной деятельности в современной культуре Освоение основ проективных типов мышления и деятельности, научно- исследовательской культуры, предпринимательской культуры Ориентация гимназического образования на специфику региона и города Включенность в стратегию инновационного развития Томского региона.
Задачи Разработка и реализация модели современного гуманитарного образования, способной обеспечить освоение гуманитарных компетентностей, знаний и опыта деятельности на уровне, необходимом для профессионального самоопределения гуманитарно ориентированной молодёжи в современных сферах деятельности и успешного продолжения образования в соответствии с инновационными программами университетов. Развитие сетевых форм взаимодействия общеобразовательных учреждений и социальных партнеров региона для обеспечения программ индивидуализации образования, предпрофильной подготовки, профильного обучения и профориентации школьников. Расширение общественного участия в управлении, экспертизе и оценке качества образования (в том числе на уровне прдедпрофиьной подготовки и профиьного обучения) на основе проектирования образовательных событий в формате «переговорных площадок» с представителями различных групп регионального сообщества (образование, наука, бизнес, власть, институты гражданского общества) и интеграцию внешних образовательных ресурсов в образовательные программы.
Типы результатов системы предпрофильной подготовки и профильного обучения I тип - учебные и образовательные результаты II тип – организационно-управленческие результаты III тип - образовательные и социокультурные эффекты
Критерии оценки качества деятельности и результатов: А. Обеспеченность условий и возможностей для выстраивания индивидуаьных образовательных траекторий и программ учащихся, пробно-поисковые, моделирующие формы освоения типов деятельности, проективный характер экспертных суждений и оценок, развивающий характер образовательных событий. Б. Обеспеченность связи с представителями различных групп регионального сообщества (образование, наука, бизнес, власть, институты гражданского общества), интеграция внешних образовательных ресурсов в образовательные программы. В. Полипозиционный и культуропорождающий характер коммуникаций в образовательных событиях, организация «переговорных площадок». Г. Сетевой характер организации образовательных событий Д. Ресурсная поддержка (инвестиционная привлекательность) событий Е. Достижение основных компетентностных результатов образовательной деятельности школьников и социально образовательных партнёров
Основные компетентностные результаты образовательной деятельности школьников и социально образовательных партнёров: 1)методологическая культура проектирования и исследования 2) коммуникативная культура 3) культура становления и предъявления личной позиции 4) культура самостоятельного действия и самообразования 5) современная языковая культура 6) культура работы с образом будущего 7) понимание современных сфер деятельности и вариантов современной карьеры гуманитария 8) культура командной работы 9) культура работы с формализованными текстами 10) продуктивность социальной активности
Формы организации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения, направленной на развитие образовательной инициативы Тьюторские практики Сферы профессионального самоопределения Наука: перспективы развития, возможности, границы: Я - автор Современные информационные технологии: компьютерный дизайн Современный город: сценарии развития Современные межкультурные коммуникации Современный образ жизни Стилистика и дизайн: современные тенденции Школа: контуры будущего Искусство - образы времени Искусство и авторский мир Социокультурные общественные инициативы Школы Фестиваль молодежных досуговых и телевизионных программ Фестиваль молодежной фантазийной моды Фестиваль молодёжных СМИ Фестиваль юных дизайнеров Социокультурные проекты Урок: активные формы, традиционный Спецкурсы Практики Предметно- профильные уроки Проектно-исследовательская деятельность Психологическое сопровождение Элективные курсы Профильные предметы Элективные курсы, поддерживающие профиль Экспертиза результатов Формирование перспектив Развитие культуры предъявления результата Методологическое консультирование Экспертиза замысла Инициация идеи Программа гуманитарного сопровождения образовательной инициативы 1-8 классы 9 класс классы Внешние образовательные события
Внешние события : Международные, Всероссийские, региональные, областные конкурсы, олимпиады, конференции, выставки, фестивали Учреждения дополнительного образования: Музыкальная школа, Художественная школа Эксперты: Специалисты предприятий -ОГК СХК -ОМО СХК Представители городской Думы Представители городской Администрации Профессиональные поэты,писатели,художники, артисты и т.д. Вузы: ТГУ СГТА ТПУ ТГПУ ТУСУР ТГАСУ Формы организации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения, направленной на развитие образовательной инициативы
Рамки и цели Формы организации Критерии оценки качества деятельности и результатов Достижение основных компетентностных результатов I. Ценность продолжения образования Доступность университетс кого образования Урок: активные формы, традиционный Программа гуманитарного сопровождения образовательной инициативы Спецкурсы Элективные курсы Профильные предметы Практики Внешние образовательные события А. Обеспеченность условий и возможностей для выстраивания индивидуаьных образовательных траекторий и программ учащихся… Б. Обеспеченность связи с представителями различных групп регионального сообщества … В. Полипозиционный и культуропорождающий характер коммуникаций … Г. Сетевой характер организации образовательных событий 2) коммуникативная культура 5) современная языковая культура 6) культура работы с образом будущего 7) понимание современных сфер деятельности и вариантов современной карьеры гуманитария 9) культура работы с формализованными текстами 10) продуктивность социальной активности
Рамки и цели Формы организации Критерии оценки качества деятельности и результатов Достижение основных компетентностных результатов II. Ориентация в современных сферах деятельности и профессиональны х мирах Первичное самоопределение и профориентация школьников относительно современной карьеры гуманитария в различных сферах деятельности Программа гуманитарного сопровождения образовательной инициативы Проектно- исследовательск ая Деятельность Социокультурные проекты Урок: активные формы, традиционный Спецкурсы Элективные курсы Практики Профильные предметы Внешние образовательные события А. Обеспеченность условий и возможностей для выстраивания индивидуаьных образовательных траекторий и программ учащихся, Б. Обеспеченность связи с представителями различных групп регионального сообщества В. Полипозиционный и культуропорождающий характер коммуникаций Г. Сетевой характер организации образовательных событий Д. Ресурсная поддержка (инвестиционная привлекательность) событий 3) культура становления и предъявления личной позиции 4) культура самостоятельного действия и самообразования 5) современная языковая культура 6) культура работы с образом будущего 7) понимание современных сфер деятельности и вариантов современной карьеры гуманитария
Рамки и цели Формы организации Критерии оценки качества деятельности и результатов Достижение основных компетентностных результатов III.Приоритетность инновационной деятельности в современной культуре Освоение основ проективных типов мышления и деятельности, научно- исследовательской культуры, предпринимательск ой культуры Программа гуманитарного сопровождения образовательной инициативы Социокультурные проекты Проектно - исследовательская деятельность Урок: активные формы, традиционный Спецкурсы Элективные курсы Практики Профильные предметы Предметы обязательного регионального компонента Внешние образовательные события А. Обеспеченность условий и возможностей для выстраивания индивидуаьных образовательных траекторий и программ учащихся … Б. Обеспеченность связи с представителями различных групп регионального сообщества... В. Полипозиционный и культуропорождающий характер коммуникаций в образовательных событиях… Г. Сетевой характер организации образовательных событий Д. Ресурсная поддержка (инвестиционная привлекательность) событий 1) методологическая культура проектирования и исследования 4) культура самостоятельного действия и самообразования 8) культура командной работы 9) культура работы с формализованным и текстами 10) продуктивность социальной активности
IV. Ориентация гимназического образования на специфику региона и города. Включенность в стратегию инновационного развития Томского региона. Программа гуманитарного сопровождения образовательной инициативы Социокультурные проекты Проектно- исследовательская деятельность Спецкурсы Элективные курсы Практики Профильные предметы Предметы обязательного регионального компонента Внешние образовательные события Б. Обеспеченность связи с представителями различных групп регионального сообщества (образование, наука, бизнес, власть, институты гражданского общества), интеграция внешних образовательных ресурсов в образовательные программы. В. Полипозиционный и культуропорождающий характер коммуникаций в образовательных событиях, организация «переговорных площадок». Г. Сетевой характер организации образовательных событий 5) современная языковая культура 6) культура работы с образом будущего 10) продуктивность социальной активности
Разработанная типология компетентностных результатов в соответствии с основными аспектами содержания гуманитарного образования 1. Личностный аспект содержания образования Осознание, переосмысление, корректировка личных интересов, личной позиции Освоение способов инициации идей Опыт выбора Культура перевода интереса в замысел проекта Культура рефлексии собственной деятельности 2. Культурно - нормативный аспект содержания образования Рефлексия способов деятельности Освоение культурных способов деятельности; Приобретение методологической и предметной грамотности в области исследовательской, проектной авторской культуры; Освоение командных способов деятельности; Планирование действий по поиску идей, ресурсов, постановки целей, замысла, решению задач;
Разработанная типология компетентностных результатов в соответствии с основными аспектами содержания гуманитарного образования 3. Проективный аспект содержания образования Видение перспектив собственной деятельности Проектирование собственного образовательного и социального движения Понимание условий для формирования образца будущего через вхождение в различные социокультурные программы, в профессиональные и иные общества 4. Коммуникативный аспект содержания образования Культура презентации хода и результатов деятельности Опыт экспертных и консультативных форм коммуникации Культура делового общения с участниками разных статусов и возрастов Опыт конструктивного партнерства взрослых и детей
Структура анкетирования для выявления компетентностных результатов 1. Личностный аспект содержания образования: Стало легче придумывать интересные идеи Стал понимать, зачем мне нужна работа над проектом, исследованием, авторским произведением Умею отстаивать свое мнение, позицию Стало легче «заставлять» себя не бросать работу двигаться к результату и т.п. Вопросы:
2. Культурно - нормативный аспект содержания образования Могу планировать ход работы по этапам; Умею планировать цели и результаты работы; Умею формировать команду; Умею формулировать проблему исследования; Умею оформлять результаты работы для презентации и т.д. Структура анкетирования для выявления компетентностных результатов
3. Проективный аспект содержания образования Научился понимать значение своей работы для других; Научился видеть перспективы своей работы для моего будущего; Понял как моя работа будет применима в будущей профессии;
Структура анкетирования для выявления компетентностных результатов 4. Коммуникативный аспект содержания образования Научился обсуждать результаты работы с экспертами; Научился правильно реагировать на критику; Могу смело вступать в дискуссию с экспертами; Умею отвечать на вопросы экспертов;