Большой вклад в развитие нетрадиционных техник внесли педагоги Т.С. Комарова, Р. Г. Казакова, Давыдова Г. Н. К.К. Утробина, Г. Ф. Утробин, И.А. Лыкова, Никитина А.В. ). Под руководством заслуженного педагога Р. Г. Казаковой в настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник, ранее не используемых в работе с детьми и предложено педагогам использовать их в детских студиях. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные техники.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольниками предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет. Совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные умения и навыки. Способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, развивает пространственное мышление, учит детей работать с разнообразным материалом, развивает мелкую моторику рук. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно наш малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.
Методы Методы Фронтальный Малыми группами Индивидуаль ный
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько ненужных интересных вещей: зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и др. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Проведение занятий по нетрадиционному рисованию имеет большое значение как для физического, так и для психического развития.
В младшей: - рисование пальчиками - ладошками - рисование тычками из поролона - ватными палочками - печатание листьями. В средней группе добавляется: рисование свечой В старшей группе нетрадиционные техники: - кляксография с трубочкой - монотипия - Набрызг - восковые мелки + акварель - оттиск смятой бумагой В подготовительной группе добавляется: - Тиснение - тычок жесткой полусухой кистью - рисование по сырому - черно-белый граттаж - кляксография с ниткой - Батик - рисование солью - расчёсывание краски - двойное причмокивание кисти. рисование поролоном - гравюра - оттиск пробкой, поролоном, пенопластом. Лыкова И.А. дает следующие рекомендации : Работу с использованием нетрадиционных техник следует начинать с младшей группы по принципу "от простого к сложному" Лыкова И.А. дает следующие рекомендации : Работу с использованием нетрадиционных техник следует начинать с младшей группы по принципу "от простого к сложному"
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; Создание проблемной ситуации; музыкальное сопровождение. и т.д. Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми способствует преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.