I региональный предметный проект « Виртуальная энциклопедия «Эврика!» Номинация «Математика» « Секреты таблицы умножения» Выполнила: Рябухина Анастасия, ученица 2 класса ГБОУ «СОШ п.Алексеевка Хвалынского района» Руководитель: Белякова Светлана Васильевна
Всем детям приходится в школе знакомиться с таблицей умножения. И некоторым очень трудно её понять и выучить. Когда мы учили таблицу умножения на уроках, я тоже испытывала некоторую трудность в запоминании. Я решила найти способы для легкого запоминания таблицы умножения. Так мне стало интересно, кто изобрел таблицу умножения и где она впервые появилась. Цель работы: выявить способы запоминания таблицы умножения, происхождение таблицы умножения. Гипотеза заключается в предположении, что мы не всё знаем о таблице умножении. Существуют простые и лёгкие способы запоминания таблицы умножения, которые не являются общеизвестными. Объект: арифметическое действие умножение. Задачи: -знакомство с историей таблицы умножения; -рассмотреть историю таблицы Пифагора; -рассмотреть новые способы запоминания таблицы умножения; -найти закономерности в таблице умножения.
Актуальность этой темы состоит в том, что несмотря на изучение таблицы умножения в школе, дети испытывают трудность в запоминании. Был проведен социологический опрос во 2- 4 классах, в результате которого выяснилось, что у 34% учеников возникли трудности с запоминанием таблицы, а 36% не полностью знают таблицу умножения. Методы, используемые в работе: изучение литературы, социологический опрос, анализ, наблюдение.
Социологический опрос Проведя наши исследования, мы решили проверить возникали ли трудности при ее запоминание у школьников. В нашем опросе принимали участие ученики 2-4 классов 22 человека. Трудно ли было выучить таблицу умножения? Полученные данные показывают, что у некоторых учеников возникли сложности при запоминание таблицы. Результаты социологического опроса
Наиболее древние упоминания о таблицах были обнаружены при раскопках городов Месопотамии. Данные наносились на глиняные таблички клинописью. Таблицу умножения называют еще таблицей Пифагора, так как ее авторство приписывают ему. Но документальных подтверждений этому не существует или они просто не дошли до нас. Первое известное изображение, имевшее вид квадрата, было найдено в книге Никомаха Геразского. Он отмечал, что так таблицу изображал Пифагор. Запись древнегреческих чисел значительно отличается от современных чисел. Для записи не использовался нуль, не существовало знаков плюс и минус.
В Японии археологи нашли деревянную дощечку с фрагментом таблицы умножения, которую изготовили еще в 8 веке. Иероглифы, с помощью которых изображены были цифры, похожи на письмо, существовавшее во времена китайской династии Тан. Поэтому считается, что таблицу японцы заимствовали из Китая.
Как изучают таблицу умножения в разных странах? Благодаря введению заучивания таблицы умножения, считать стали быстрее, процесс стал легче. До этого людьми использовались различные способы вычисления, которые замедляли счет. Это часто служило причиной появления различных ошибок. В Англии школьники стали учить таблицу до 12 в Средние века. Это связано с английской мерой длины 1 фут, который равен 12 дюймам. Изучить ее нужно до 11 лет. В Индии дети изучают вариант до 20. В России школьники постигают азы умножения в 8 лет и учат таблицу умножения до 10.
Секреты таблицы умножения В чём же «секрет» самой простой таблицы умножения на 2 ? Если посмотреть внимательно, мы увидим ритмический повтор цифр в разряде единиц – 0, 2, 4, 6, = 02 5 = = 22 6 = = 42 7 = = 62 8 = = 82 9 = 1 8
Решить оставшиеся примеры можно с помощью пальцев. Для этого руки необходимо повернуть ладошками к себе. Необходимо пронумеровать пальцы на обеих руках от 6 до 10, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. Например, 7*8. Нижние пальцы включают отмеченные пальцы, и номера у которых меньше. Если их пересчитать, то получатся десятки. Верхние пальцы, находящиеся выше отмеченных пальцев, необходимы для получения единиц. Верхние пальцы левой руки умножаем на верхние пальцы правой руки и получаем единицы. При соединении десятков и единиц получаем ответ.
Таблица умножения на 9 Чтобы умножить число на 9, необходимо умножить его на 10 и отнять само число. Например: 8 х 9=8 х 10-8=72 Умножение на четыре. Можно умножить число на 2, а потом ещё раз умножить произведение на два. Например, 7 х 4=7 х 2 х 2=14 х 2=28.
Заключение Изучая таблицу умножения в школе и применяя ее в повседневной жизни, мы многого не знали о ней. Значительное место таблица занимает в образовании и развитии. Таблица умножения появилась и развивалась не одно тысячелетие. Ее точное происхождение неизвестно, но значимость была велика с самого возникновения. В современном обществе каждый человек знаком с таблицей со школы, но мало кто знает интересные, нестандартные способы для ее запоминания. В своей работе я изложила только несколько таких способов.
Список литературы и интернет - ресурсов: umnozhenija.php