Иванова Светлана Павловна, учитель начальных классов, учитель-логопед
Тема « Парные соглазсные» - Какие буквы вы здесь увидели? (г х ж ш п т з с в ф б к д ч, щ, ц) - Покажите их и запишите в тетрадь. - А теперь найдите лишние среди них. - Почему вы так думаете? (не имеют пары) - Вычеркните их карандашом. -А теперь запишите оставшиеся буквы парами и узнайте тему урока: «Парные соглазсные звуки на конце и в середине слова»
- Выберите картинки с изображением предметов, в названии которых есть орфограмма - парные соглазсные по звонкости-глухости в корне слова. -Проверим с помощью сигнальных карточек (например: цветик-семицветик ). автобус., арбу., адрес., троллейбус., космос., кла., моро. ссссссзз - Прочитайте слова. -Покажите пропущенную букву на конце слова. Докажите. (Дети показывают карточки, называют проверочное слово. На экране открываем букву.)
-В середине слова встретились два глухих звука [шк], [тк] Кошкаф мышкаф матрешкаф табуретка От встречи глухих соглазсных ничего не изменилось. Звучат глухо. -Назовите 2 соглазсных звука, стоящих радом в середине слова Как различать и отражать на письме, когда в середине слова звук сам по себе глухой ([кошкаф]) или он только притворается глухим, подражая соседнему глухому звуку ([ложка])?
Рассмотрите две предметные картинки. Назовите их. Выделите третий звук. Что заметили во 2 слове? Почему звонкий звук [ж] притворился глухим? Посмотрите, какой звук стоит после него в слове ложка? ([к]) Какой он? Вывод: глухой соглазсный звук [к], встав радом со звонким [ж] повлиял на него. Звук [ж] тоже зазвучал глухо, превратившись в звук [ш]. [ч*кошкаф] чкошкаф [ложка] ложка
Жили-были парные звонкие и глухие соглазсные Звуки. Жили не тужили, все дружили. Каждый выполнял свою работу и не мешал другому: точка – дочка, почка – бочка… Но вдруг однажды парные звонкие соглазсные Звуки обнаружили, что им непривычно говорить, если они стоят в конце слова и если за ними стоят глухие соглазсные Звуки: [глазз, сказка, варежки]. На помощь пришли их пары глухие Звуки: [глазс, сказка, варежки]. - Ура! Как удобно, как легко! Но тут возмутились Буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости Звуки: - Вы можете звучать как вам удобно. А мы работаем по строгим правилам орфографии и должны стоять на своем месте. Как нам определить, что звук действительно глухой или только притворается глухим, подражая соседнему глухому звуку? - Мы, мы поможем! – закричали глазсные Звуки, - мы встанем в конце слова или между глухими Соглазсными в середине слова,и все сразу станет ясно. Глаза – [з], сказочка – [з], табуреточка – [т]. Слово смело изменяйте, радом глазсный подставляйте!
мы про дорожка шкаф кру жка шкаф
ИГРУ...КА ИЗБУ...КА КОРМУ... КА БЕРЁ...КА ПУГО...КИ САЛА...КИ ШУ...КА ВАРЕ...КИ ДОРО...КА ГЛА...КИ ГУ...КИ МОРКО...КА НО...КИ ИЗБУ...КА СУГРО... ИГРУ...КА НО...КИ СКА...КА ША...КА ГЛА...КИ САПО...КИ КО...КА КЛЮ...КА СНЕ...КИ КОРМУ...КА ДОРО...КА САЛА...КИ 1 рад 2 рад 3 рад
Катя купила коробку конфет. Галя готовит гуляш. Кирилл купает котенка. Громко грохочет гром. Ры__ка мелка, да на вкус сила__ка. Бро__ь да глаз__ ра__ком живут. Красна яго__ка, да на вкус горька. На мы__ку и ко__ка зверь.