Сивак В.Т., педагог дополнительного образования МОУ ДО Дома детского творчества г. Комсомольска-на-Амуре Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации. Потеряв прежние социальные гарантии, а главное - ценностные ориентиры, новое поколение растёт с отсутствием духовно-нравственных принципов, что активно подпитывается массовой культурой – телевидением, Интернетом, СМИ и т.д.. Современное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ, породило особый тип – кибернетического человека, технически образованного, но духовно отчуждённого от мира природы и человеческой культуры. У детей меняются идеалы, страдает их нравственность. В связи с этим тема приобщения обучающихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике.
Ручной художественный труд является необходимым элементом нравственного и эстетического воспитания детей. Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных ремёсел всегда имело важное значение для преемственности поколениями всего лучшего и наиболее ценного. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является. Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру: развивать умение видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, развитие словесного творчества.
Уже с 2-3 –летнего возраста детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведение порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красота – дело рук человеческих. Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Способность анализировать и схватывать развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам. Если в начальных классах художественно - творческая деятельность обучающихся протекает на эмоционально-чувственном уровне, то с 5-го класса она строится больше на познавательно- аналитическом уровне. Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания.
Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы условия: окружающая среда (одежда, помещение, игрушки); насыщенность быта произведениями искусства; самостоятельная активная деятельность детей; осуществление индивидуального подхода к ребёнку. Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания. На творческих занятиях более опытные ребята помогают младшим освоить работу с природным материалом - глиной, деревом, побороть страх перед самостоятельными действиями.
В обучении изобразительному искусству я применяю два подхода. В первом дети учатся изображать объекты в соответствии с требованиями. При втором подходе, который я применяю больше, детям создаются благоприятные условия и среда для творчества. Дети приобретают опыт свободного самовыражения, общения с уже известными художественными материалами, при помощи которых создаются интересные образы. При таком подходе развивается воображение, эстетический вкус, обогащается и развивается внутренний мир. Диагностику я провожу не только с целью выявления степени усвоения учебного материала, а даже в большей степени для более глубокого изучения внутреннего состояния ребёнка. Используется методика Берне и Кауфмана для определения отношений в семье ребёнка, а также диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам, разработанная Ю.А. Полуяновым.
На творческих занятиях более опытные ребята помогают младшим освоить работу с природным материалом, побороть страх перед самостоятельными действиями. Подведение итогов проводится в форме выставок, стенда с детскими работами, участия в городских и окружных выставках.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в процессе духовно-нравственного воспитания посредством изучения декоративно-прикладного искусства народов, обеспечивается формирование и развитие духовно - нравственных представлений обучающегося, а также его приобщения к системе поликультурных духовных ценностей.