Обобщение знаний и умений учащихся рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме
анализировать темы сочинений отбирать литературный материал знать особенности структуры сочинения-рассуждения проверять свой текст по критериям оценивания сочинения-рассуждения
РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ.
выделить ключевые слова определить ключевое понятие переформулировать тему- понятие (не содержится прямого указания на идею рассуждения) или тему- суждение (в формулировке выражена идея рассуждения) в тему-вопрос
«Век нынешний» и «век минувший» в комедии Грибоедова «Горе от ума». Истинный и ложный патриотизм. Лирический герой М.Ю.Лер- ментова.
Печорин как «герой своего времени». «Евгений Онегин» – роман, в котором отразился век. «Величайшие истины – самые простые» (Л.Н.Толстой).
сформулировать вопросы, связанные с основным.
Что делает война с человеком? В чем проявляется героизм людей? Почему на войне ярче выявляется сущность человека? Как ведут себя люди перед лицом смерти? Ради чего люди готовы умереть? Как меняется на войне привычная система ценностей? Чем можно оправдать жестокость на войне?
Как связана природа с нравственными ценностями человека? Почему чувство природы связано с чувством родины? Как связано чувство природы с философией жизни? За что мы должны быть благодарны природе?
Почему возникает спор поколений (спор старого и нового)? В чем положительный смысл этого конфликта? Как определить, что должно остаться в прошлом? Что будет всегда нужным и ценным? В чем заключается главный путь развития человечества?
отобрать материал для доказательства выбранной темы выбрать наиболее яркие, важные эпизоды или ситуации, в которых натура героя (авторская позиция, суть явления) раскрывается наиболее полно цитирование: а) словосочетание, меткая характеристика или определение б) пересказ своими словами близко к тексту в) сокращение цитаты (не нарушая ее смысла!)
1. Л.Н.Толстой «Война и мир». 2. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». 3. М.Шолохов «Родинка» (из цикла «Донские рассказы»). 4. В.Быков «Сотников». 5. В.Кондратьев «Сашка». 6. Б.Васильев «А зори здесь тихие». 7. М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон». 8. В.Г.Распутин. «Живи и помни».
1. И.Бунин «Господин из Сан- Франциско». 2. А.Куприн «Олеся». 3. Л.Н.Толстой «Война и мир». 4. М.Лермонтов «Мцыри». 5. В.Распутин «Прощание с Матёрой». 6. В.Астафьев «Царь-рыба». 7. Э.Хемингуэй «Старик и море». 8. Поэзия.
1. А.Н.Островский «Гроза». 2. И.С.Тургенев «Отцы и дети». 3. А.С.Грибоедов «Горе от ума». 4. А.П.Чехов «Вишневый сад». 5. Д.И.Фонвизин «Недоросль». 6. Л.Н.Толстой «Война и мир».
1. Л.Н.Толстой «Война и мир». 2. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». 3. И.А.Гончаров «Обломов». 4. А.Островский «Гроза». 5. А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка». 6. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». 7. И.Бунин «Господин из Сан-Франциско». 8. М.Горький «На дне». 9. М.Булгаков «Мастер и Маргарита». 10. В.Быков «Сотников». 11. В.Распутин «Прощание с Матёрой».
- логично выстроить рассуждение - точно выражать свои мысли - не допускать резких переходов от одной части к другой - соблюдать соответствие нормам литературного языка
сформулировать проблемные вопросы, на которые можно ответить в рамках темы, обосновать их выбор привести термины, которые понадобятся для ответа на эти вопросы кратко охарактеризовать эпоху создания произведения кратко охарактеризовать само произведение
дать развернутый ответ на вопросы, которые сформулировали во вступлении доказать свою позицию, используя литературный материал
подвести итоги по тем вопросам, которые сформулированы во вступлении сделать выводы, используя ключевые слова или термины, входящие во формулировку темы
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям 1 и 2, а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (3-5). Рекомендуемое количество слов – 350.
Выпускник должен в той или иной форме рассуждать на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечать на вопрос, поставленный в теме, или размышлять над предложенной проблемой, или строить высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.
Выпускник при раскрытии темы сочинения должен строить рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывать разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания.
Сочинение должно отличаться композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей не должно быть нарушений последовательности и необоснованных повторов.
Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать штампов.
- речевые нормы. - орфографические нормы. - пунктуационные нормы.