1. Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия 2. Источники финансирования бюджетного дефицита 3. Пути уменьшения бюджетного дефицита и методы сбалансирования бюджета
1. Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия БЮДЖЕТДОХОДЫРАСХОДЫ Государство стремится к тому, чтобы бюджет был идеальным, т.е. сбалансированным. Сбалансированный бюджет: Запланированные доходы Запланированные расходы Когда нарушается это равенство, возникает: ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТАПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА
Таким образом, бюджетный дефицит – отрицательное сальдо доходов и расходов государственного бюджета. Уровень бюджетного дефицита – процентное отношение дефицита бюджета к его доходной части, кроме того уровень бюджетного дефицита можно также определить к ВВП или к ВНД. d=Д-Р
Бюджетный дефицит свидетельствует, что государству не хватает средств для нормального выполнениях своих функций, однако это не всегда создает чрезвычайное положение в экономике.
Величина дефицита определяется при утверждении бюджета. В Республике Беларусь предельный размер дефицита в настоящее время определяется в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной (финансовый) год. Так, в соответствии со ст. 1 Закона «О республиканском бюджете на 2015 год» предельный размер дефицита не установлен, т.к. был установлен размер профицита республиканского бюджета на 2015 год в сумме тыс. рублей. Так, в Республике Беларусь с 2012 по 2014 год в Законе «О республиканском бюджете» был установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета в сумме 0 рублей, т.е. бюджет был сбалансированным. В 2011 и в 2010 годах был установлен предельный размер дефицита в сумме тыс. рублей и тыс. рублей соответственно.
В 2013 году был зафиксирован дефицит республиканского бюджета в размере 2,3 трлн. рублей, или 0,4 % к ВВП. Данные об исполнении бюджета сектора государственного управления (республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджет ФСЗН) Республики Беларусь с 2010 по январь-октябрь 2015 года) в млрд. руб. Года Уточненный план дефицита (профицита) n-го года Дефицит (профицит) за n-й год Всего Республиканский бюджет Всего Республиканский бюджет Январь-октябрь , , , , , ,88 353,25 421, , , , ,9- 985,03 556,8- 701, ,1- 800,08 253,52 239, , ,0- Дефицит республиканского бюджета в 2012 году составил -0,7 трлн. рублей, или 0,1 процента к ВВП, а в 2010 составил -4,0 трлн. руб. (2,6 % к ВВП). Данные значения находятся в безопасных границах (3 % от ВВП).
Причины бюджетного дефицита 1. Увеличение расходов на плановые государственные цели 2. Снижение цен на экспортные товары 3. Снижение гос. доходов из-за экономического кризиса 4. Развитие теневого рынка 5. Неэффективность государственной политики и финансовой системы 6. Низкие налоговые сборы 7. Высокие расходы, связанные с чересчур большими заимствованиями в прежние годы 8. Расходы на чрезвычайные цели ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА Бюджетный дефицит провоцирует инфляционные процессы, снижение жизненного уровня граждан.
Место СтранаРазмер дефицита, млн.$ 1США Япония КНР Великобритания Франция Испания Италия Венесуэла Мексика Канада
2. Источники финансирования бюджетного дефицита ИСТОЧНИКИ ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ Источники, получаемые от Национального Банка РБ Источники, получаемые от банков, иных юр. лиц и физ. лиц Кредиты международных финансовых организаций (МВФ) Кредиты правительств иностранных государств Источники, получаемые из других секторов гос. управления Гос. ц/б РБ, выпущенные на внешних финансовых рынках Источники от операций по приватизации Прочие источники внешнего финансирования Операции по средствам в иностранной валюте Прочие источники внутреннего финансирования
3. Пути уменьшения бюджетного дефицита и методы сбалансирования бюджета I. Эмиссия денег неминуемо приведет к инфляции, обесцениванию денег и подрыва доверия к национальной валюте.
II. Налоговое покрытие Представляет собой введение дополнительных налогов, в том числе на отдельные слои населения: налог на богатство, налог на игорный бизнес. Однако, увеличение налогового бремени приведет к развитию теневой экономики.
III. Секвестирование бюджета Секвестирование бюджета – это пропорциональное снижение статей расходов в соответствии с доходами. Однако, такие действия с обслуживанием внешнего долга могут быть расценены как дефолт, а снижение затрат в социальном секторе способно привести к росту напряжения в обществе. Поэтому существует защищенные статьи от секвестирования: заработная плата, стипендии, пенсии, пособия, обслуживание государственного долга.
Снижение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанным программам, которые должны предусматривать следующие меры: Увеличение эффективности общественного воспроизводства, которая будет способствовать росту финансовых ресурсов. Разгосударствление и приватизация собственности, т.е. снижение сферы государственной экономики, которая позволит снизить бюджетное финансирование. Расширение круга плательщиков и одновременное улучшение налогового законодательства. Развитие территориально-регионального хозяйственного расчета. Оптимизация объемов и реструктуризации расходов государственного бюджета Изыскание дополнительных источников на финансирование социально-культурных расходов. Обоснованное принятие новых социальных программ и выделение лишь важнейших из них. Совершенствование планирования и развития систем платных услуг в непроизводственной сфере. Корректировка трансфертной политики, предполагающая снижение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики. Развитие рынка государственных ценных бумаг.