Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Сынтульский детский сад Методическая разработка конспекта образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Воспитатель Сынтульского детского сада: Пискарёва Наталья Юрьевна 2015 г.
Аннотация: работа с детьми по ознакомлению с живописью способствует развитию у детей эстетических чувств, умения понимать и ценить прекрасное, формировать художественный вкус, развивать чувство цвета, ритма, композиции. Что непременно пригодиться детям в жизни.
Конспект НОД по ознакомлению с живописью по картине И.И.Шишкина «Рожь». в подготовительной к школе группе Программное содержание: Продолжать развивать у детей художественное восприятие произведений живописи. Формировать у них представление о выразительных средствах, используемых художником при создании картины. Учить детей описывать русский пейзаж, правильно воспринимая и чувствуя настроение природы на картине. Упражнять в использовании в своей речи определений, сравнений. Содействовать формированию любви к родной природе, к Родине. Создавать благоприятные условия для совместного переживания радости, гордости за создание русского богатства – хлеба. Оборудование: репродукция картины И.И.Шишкина «Рожь», запись музыки П.И.Чайковского «Времена года». Фартуки, доски для лепки, стеки, тесто, противень. Ход. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина. - Какие картины этого мастера вы уже знаете? («Утро в сосновом бору», «Зима», «Сосновый бор». Иван Иванович родился в городе Елабуге. В его родном краю природа была очень красивой. Глухие сосновые леса таили множество чудес. В лесах текли прозрачные, холодные ручьи, земля лесов покрыта мягким ковром мха, причудливыми диковинными травами. Красота лесов и полей с детства полюбились будущему художнику, и он воплотил всю красоту природы в свои картины, даря её людям. Сегодня мы познакомимся с ещё одной картиной И.И.Шишкина. За окном холодно идет снег. А мы с вами закроем глаза и перенесёмся в лето. Тепло, щебечут птицы, гудят шмели и пчёлы, в воздухе запах цветов и трав. Открываем глаза, перед нами картина И.И.Шишкина. (Всё сопровождается музыкой, Чайковский «Времена года»). -Как бы вы назвали эту картину? (Рожь). - Почему? (правильно, словно море, колышется и шумит необъятное поле ржи». Зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы. (А.Фет).
- О чем рассказывает художник в картине? (О труде крестьян, хлеборобов, о бескрайних просторах полей, о богатстве Родины, о красоте родного края.) - Какое поле на картине? ( Солнечное, золотое, яркое, хлебное, широкое, бескрайнее, бесконечное, светлое, ржаное). - Что вы видите в поле? (В поле растут вековые, могучие сосны). Посмотрите на картину и подумайте, могут ли сосны расти в поле, они ведь будут мешать растить хлеб. Зачем же их нарисовал художник? Какими вы их видите? (сосны это дерево и символ России, они украшение картины). Правильно, они украшают картину, это символ России, матушки России, Они растут в поле, как бы охраняя это поле, это сосны великаны «русские богатыри». - Что вы видите в поле, на картине? (дорогу). - Какой вам кажется дорога на картине? (вьётся лентой, убегающей в даль, к горизонту. Скользит дорожка по ровному золотистому полю, маня за собою в даль. А дорога расстилается, И шумит густая рожь, И, куда тебе желается, Обязательно дойдёшь. М.Исаковский. - Что мы можем с вами сказать какой день, какую погоду изобразил художник на полотне? (день жаркий, солнечный, пахнет травой, ягодами, кругом стрекочут кузнечики, жужжат пчёлы). Но подул ветер, об этом говорят качающиеся на ветру колосья ржи. Скоро пойдет дождь. Посмотрите, художник нарисовал ласточек, которые летают низко, у самой земли. А вдалеке, где горизонт, плывут темные грозовые тучи, все говорит о приближении дождя. Но пока кругом жарко тихо. Чем интересен пейзаж картины, на что похоже поле? (оно похоже на бескрайнее море, перед нами наши родные просторы, наша любимая, необъятная, матушка Русь). «Раздолье, простор, благодать. Русское богатство», - говорил И.И.Шишкин. Обильная и могучая Русь раскинулась перед нами. Раздолье, простор, необъятное золотое поле ржи легко колышется и шумит, словно море в летний день. Среди безграничного поля ржи вьётся дорожка, убегая вдаль, к горизонту, прокладывая себе путь к соснам-великанам. Их могучие стройные стволы и тяжелые темно-зелёные кроны величественно возвышаются над полем. Яркая бархатистая зелень у дороги, где резвятся ласточки, подчеркивает золотые тона ржи в солнечном сиянии. Спокойно скользит наш взгляд по ровному полю, по убегающей вдаль дороге и вот на миг среди ржи мелькнёт красный платок крестьянки и исчезнет. И вновь мы любуемся золотым переливом спелых колосьев, радуемся обилию хлеба. Какое богатство! И создано это богатство руками человека.
Хлеб – это богатство России, основа жизни. Он всегда был главной заботой русского человека. Мы с вами знаем, сколько нужно труда и терпения, чтобы на столе появился хлеб, издавна повелось на Руси встречать гостей хлебом и солью. Хлеб падают на стол первым. О нем говорят?» Хлеб всему голова». А кто знает другие пословицы о хлебе? (Ответы). 1. Хлеб бросать силу терять. 2. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи. 3. Хлеб всему голова. 4. Доброе зернышко колос родит. 5. Нет хлеба, нет и обеда. 6. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится. 7. Зернышко к зёрнышку будет мешок. Вот так в пословицах и поговорках народ воспевал хлеб. А художники писали о нем картины. С одной из них мы сегодня познакомились. - Как она называется? Кто автор картины? Ребята, а у меня для вас есть сюрприз. Люди собрали урожай зерна, намололи муки. И сегодня мы с вами сами будем готовить хлеб. Для работы мы оденем фартуки. И послушайте, я открою вам один секрет. Если делать хлеб без любви, радости, желания, с плохим настроением, то и хлеб получится не вкусным и не красивым, а если делать его с любовью, заботой, старанием, вкладывать в него свою душу, аккуратность, то изделия получаться вкусными и красивыми. (Делаем булочки, украшаем их изюмом, сахарной пудрой и кладем на противень. Теперь к чаю у нас будет вкусный хлеб. А кто знает и скажет, какой самый вкусный хлеб? -Тот, который заработан. - Трудовой. - Испеченный своими руками. - Приготовленный с любовью. Отнесём на кухню противень и поставим выпекать хлеб.
Утро в сосновом лесу 1889 г.
Зима 1890 г.
Сосновый бор 1872 г.
Сосны 1886 г.
Корабельная роща 1898 г.
Сосновый лес 1885 г.
Рожь 1878 г. ( Государственная Третьяковская галерея, г.Москва)
Полдень 1869 г.
Ржаной простор
Предгрозье
Жатва 1850 г.