ЛИД – ЛИЦО И ДУША НОВОСТИ ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ
ПРИНЦИП НОЖНИЦ: КАК НИ ОТРЕЗАЙ, СУТЬ НОВОСТИ НЕ СТРАДАЕТ – если взять ножницы и отрезать абзацы новости с конца ее основное содержание будет оставаться ясным вплоть до заголовка. то
ОСТАТОК ОТ ОТРЕЗАНИЯ – СУТЬ НОВОСТИ Первый абзац новости Занимает как правило, не больше пяти – семи строк. - лид (от англ. lead). самая главная часть новости Содержит основное, самое главное сообщение в новости
ЗАДАЧА ЛИДА – ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ К МАТЕРИАЛУ, ПРИГЛАСИТЬ К ЧТЕНИЮ Лид почти всегда заканчивается ссылкой на источник сообщения. В крайнем случае, если лид получается слишком длинным, источник сообщения указывается во втором абзаце. Это правило жесткое.
ТИПЫ ЖЕСТКИХ И МЯГКИХ ЛИДОВ В РАЗНЫХ ЖАНРАХ 1. РЕЗЮМЕ краткое изложение события (результатов) "Вчера горсовет минимальным перевесом голосов утвердил повышение налогов для малых предпринимателей. Таким образом, средний налог с бизнесмена увеличится на 342 грн.". 2. ЕДИНИЧНЫЙ выделяет только один важный аспект. "Если вы – мелкий предприниматель нашего города, ваш налог на недвижимость в следующем году возрастет на 142 долл.".
ТИПЫ ЛИДОВ РАЗНООБРАЗНЫ 3. ДРАМАТИЧЕСКИЙ "Сегодня утром депутат Херсонского городского совета Виктор Шевчук долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном повышении налогов. Голоса разделились поровну – 38 на 38, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: "Я - за". 4. ЦИТАТНЫЙ "Город нуждается во многом, - сказал городской голова Владимир Сальдо, объясняя, почему он проголосовал за повышение налогов. - Другого пути не было. Я должен был голосовать "за".
ТИПЫ ЛИДОВ ЗАВИСЯТ ОТ ФОРМАТА ГАЗЕТЫ 5. СЦЕНИЧЕСКИЙ "Мэр Сальдо, казалось, перестал дышать. Его лицо было искажено, пальцы крепко сцеплены. В городском совете происходило голосование по предложенному им повышению налогов. Впервые его вопрос не проходил. Он знал, что один голос может быть решающим". 6. ЗАТЯЖНОЙ Такой лид обычно персонифицирован или основан на случае из жизни. «Нина Петровна узнала о решении городского совета о повышении налогов по радио. Теперь покупку нового покрытия для пола придется отложить".
НО ВСЕГДА – ЭТО ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ ЧИТАТЕЛЯ 7. РЕАКЦИЯ – ПОСЛЕДСТВИЯ – ЧТО ДАЛЬШЕ? "Вчера собирали подписи под петицией, призывающей к перевыборам и смещению мэра Сальдо - спустя всего несколько часов после повышения советом налогов". 8 АНАЛИТИЧЕСКИЙ "Мэр Сальдо выиграл битву за новые налоги, но может потерять свой пост".
И ЗАВИСЯТ ОТ ТАЛАНТА АВТОРА 9. СИТУАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ "С окончанием битвы за принятие нового бюджета финансовая ситуация в городе на следующий год представляется такой-то". 10. ОДИНОЧНЫЙ ВЫСТРЕЛ состоящий иногда из двух-трех слов: "Налоги рванули вверх".
ТИП ЛИДА – НЕ ДОГМА Существует множество других типов видов: вопросительный, контрастный, дразнящий, статистический, анекдотический, повествовательный, ретроспективный… 1. Свежа ли ваша информация? Если да, то как лучше подать самые экстренные моменты? Если событие произошло вчера, то как поинтереснее преподнести его сегодня? 2. Простое ли это событие или сложное? 3. Что в материале главное - люди или события? 4. Насколько сам читатель может быть уже осведомлен о событии? 5. Насколько это важно для читателя?