Николай Степанович Гумилёв русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер.
Я помню дни: я, робкий, торопливый, Входил в высокий кабинет… VI класс Императорской Царскосельской Николаевской гимназии, 1907 год. (Класс выпуска 1909 года).
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл. Участники встречи 26 января 1913 года. (Из архива О. Э. Кестнер)
Лист альбома Кружка «Вечера Случевского» от 26 января 1913 года Представлены несколько стихотворных экспромтов, а также стоят автографы 19-ти членов Кружка: И. Соколова, А. Кондратьева, В. Грибовского, Дм. Цензора, В. Уманова-Каплуновского, В. Лебедева, Ф. Зарина, А. На[нрзб], В. Опочинина, Т. Берхман, Е. Минеевой, А. Радченко, В. Авенариуса, Д. Коковцева, А. Ахматовой, Н. Вентцеля-Бенедикта, М. Пожаровой, Н. Гумилёва и N. K.
Я считаю, что прийти на экзамен, подготовившись к нему, это все равно, что играть с краплеными картами. (ответ на экзамене, на котором Гумилёв плохо отвечал,на вопрос, почему он не готовился к экзаменам)
Гумилёв позволяет себе нелестно высказаться о поэтессе, за что получает вызов на дуэль от Волошина. Дуэль состоялась 22 ноября 1909 года и новость о ней попала во многие столичные журналы и газеты. Оба поэта остались живы: Гумилёв промахнулся (либо стрелял в воздух), пистолет Волошина дал осечку. Я требую повторного выстрела. (на дуэли после осечки оппонента)
Передразнивал: «Поэт, поэт… И ищут к чему бы придраться… Но писать надо так, чтобы ни одной строки нельзя было бы высмеять».
Ну, что же, Коля, теперь учи меня, сказала Анна Андреевна. Что ты, Анечка, ничего не нужно, готовый поэт, ответил он. Н. П.: «Гумилев искренне считал, что быть поэтом женщине нелепость. Но когда он вернулся из Африки, и Ахматова прочла ему свой Вечер, был восхищен.