«Задачи классного руководителя в период адаптации 5-классников к новым школьным условиям» «Задачи классного руководителя в период адаптации 5-классников к новым школьным условиям» Проект слушателя курсов заместителей директоров по УВР, учителей украинского языка и литературы Кашка Элисы Серверовны Научный руководитель – Белоус Т.Р., старший преподаватель кафедры экономики и управления образования Симферополь
Новый Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от г Новый Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от г Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка.
Наша задача разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам
С самого раннего возраста дети должны быть приучены к точному времени и точным границам поведения. А. С. Макаренко Только тогда, когда педагоги и родители будут знать, что надо делать, они смогут делать. Только тогда, когда педагоги и родители будут знать, что надо делать, они смогут делать. П.П. Блонский. П.П. Блонский.
Много учителей Новые виды домашних заданий Увеличение числа предметов Кабинетная система Основные проблемы, возникающие в период адаптации
Адаптация имеет два спектра – биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контакта с разными учителями, усвоение новых предметов).
Надо заметить, что с понятием адаптация тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе»: Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. Новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление. Качественно иной, более взрослый тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения с людьми.
Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика. Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации можно провести следующие мероприятия: Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации можно провести следующие мероприятия:
Родительское собрание «Адаптация 5-классников к новым школьным условиям» Наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий Грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья и пожеланиями родителей
Ознакомление учащихся со следующими составляющими обучения в 5 классе: «предметы», «учителя-предметники», «урок», «перемена». «столовая», «правила поведения». Знакомство с условиями проживания детей, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка Еженедельные консультации школьного психолога Сотрудничество с учителями – предметниками.
План работы по преемственности между 1-й и 2-й ступенями образования и адаптации учащихся 5-х классов. изучение программы начальных классов, уровень ЗУН учащихся; изучение программы начальных классов, уровень ЗУН учащихся; ознакомление с возрастными особенностями младших школьников. ознакомление с возрастными особенностями младших школьников. изучение изучение уровня работоспособности учащихся (наблюдение, пробные уроки); уровня работоспособности учащихся (наблюдение, пробные уроки);
изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п посещение уроков будущих пятиклассников. посещение уроков будущих пятиклассников. знакомство будущих классных руководителей знакомство будущих классных руководителей с классным коллективом 4-го класса, а также системой внеклассной работы и работы с родителями; встреча родителей с учителями – предметниками и новым классным руководителем. встреча родителей с учителями – предметниками и новым классным руководителем. День открытых День открытых дверей для дверей для родителей пятиклассников.
Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся младшего и среднего звеньев 1. Учителям начальной школы знать программу средней школы, а учителям среднего звена программу начальной школы. 2. Учителям начального звена 4 классов знать программу по предметам 5 класса, учителям- предметникам знать основные требования к знаниям и умениям учащихся начальных классов. 3. Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом учащихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста; практиковать проведение пробных уроков в этих классах. 1. Учителям начальной школы знать программу средней школы, а учителям среднего звена программу начальной школы. 2. Учителям начального звена 4 классов знать программу по предметам 5 класса, учителям- предметникам знать основные требования к знаниям и умениям учащихся начальных классов. 3. Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом учащихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста; практиковать проведение пробных уроков в этих классах.
1. Учителям, выпустившим 4 классы, в I полугодии посещать уроки учителей- предметников в 5 классе с целью внесения корректировки работы некоторых учеников. 2. Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях. 3. Проводить последнее родительское собрание в 4 классе, совместное с будущим классным руководителем.3. Проводить последнее родительское собрание в 4 классе
Рекомендации учителю начальных классов по организации преемственности в обучении Обогащать речь учащихся, усложняя ее к 4 классу. Постоянно работать над техникой чтения учащихся, расширять их лексический запас, в том числе за счет специальных терминов. Работать над скоростью письма и каллиграфией. Применять на уроках упражнения, задания для развития произвольного внимания, механической и оперативной памяти. Разработать рекомендации родителям для тренировки памяти и внимания детей. Повысить требовательность к формированию у детей прочных вычислительных навыков, знания таблицы умножения, компонентов всех арифметических действий и правил их нахождения.
Рекомендации по подготовке учителя к работе в 5 классе Изучение программы начальных классов по предмету. Ознакомление с возрастными особенностями учащихся, изучение уровня работоспособности младших школьников. Изучение системы работы учителя начальных классов: формы, методы организации учебной деятельности. Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями учащихся. Посещение последовательно 3-5 занятий в 4 классе.
Социальная адаптация включает: Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими. Способность к труду, обучению и организации Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха. досуга и отдыха. Способность к самообслуживанию Способность к самообслуживанию и самоорганизации. и самоорганизации. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Возрастные особенности младших подростков: отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению худшего; тенденция предаваться мечтаниям; боязнь осквернения мечты; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Возрастные особенности младших подростков: стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; Возрастные особенности младших подростков: стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
Помочь 5-класснику успешно преодолеть период адаптации – сложная, но важная работа. Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будет создано и осуществлено взаимодействие родителей и педагогов школы.