Выполнил ученик 11 « а » класса Федоров Алеша
Родился в Москве. Отец грузин, занимавшийся партийной работой, в 1937 году попал под каток репрессий и погиб. Мать армянка, прошла через ГУЛАГ. В середине х годов недолго жил в Нижнем Тагиле.
Когда родителей забрали, остался с бабушкой в Москве. Но в 16 лет переехал к родственникам в Тбилиси. В 1942 году добровольцем прямо из девятого класса ушёл на фронт. Сначала был миномётчиком. Воевал под Моздоком. В декабре 1942 года был ранен. Уже в 1986 году Окуджава вспоминал, как это произошло : « Над нашими позициями появился немецкий корректировщик. Летел он высоко. На его ленивые выстрелы из пулемёта никто не обращал внимания. Только что закончился бой. Все расслабились. И надо же было : одна из шальных пуль попала в меня. Можно представить мою обиду : сколько до этого было тяжёлых боёв, где меня щадило ! А тут в совершенно спокойной обстановке и такое нелепое ранение » Потом служил радистом в тяжёлой артиллерии. Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил первую песню « Нам в холодных теплушках не спалось ». После демобилизации экстерном сдал экзамены за среднюю школу. Окончил в 1950 году филфак Тбилисского университета. Студентом познакомился с Александром Цыбулевским, который во многом открыл Окуджаве мир русской поэзии. Получив диплом, устроился школьным учителем в калужском селе Шамордино. Первую книгу « Лирика » выпустил в Калуге в 1956 году.
После ХХ съезда мать писателя реабилитировали и им вдвоём вновь разрешили поселиться в Москве. В начале 1957 года исполнял обязанности заместителя редактора по отделу литературы в газете « Комсомольская правда ». Какое - то время работал редактором издательства « Молодая гвардия ». Оттуда ушёл в « Литгазету ». В 1961 году К. Паустовский повесть писателя « Будь здоров, школяр » включил в альманах « Тарусские страницы ». Но официальная критика эту повесть за пацифистские мотивы в оценке переживаний молодого человека на войне не приняла, правда, в 1965 году В. Мотылю удалось эту повесть экранизировать, дав фильму другое название « Женя, Женечка и Катюша ». Тогда же, в годах, официальная критика осудила и многие песни Окуджавы. По мнению руководства Союза писателей России, « большинство этих песен не выражали настроений, дум, чаяний нашей героической молодёжи ». В середине и конце х годов писатель не раз бравировал своей независимостью, подписывал письма в защиту Ю. Даниэля и А. Синявского, печатался за границей.
Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея Смирнова « Белорусский вокзал », в котором прозвучала лучшая песня поэта. Как признавался уже в 1986 году Окуджава, сначала он не принял предложение режиссёра написать для этого фильма песню. « Дело в том, что фильм требовал стилизации текста под стихи военного времени. По мысли режиссёра, стихи должны исходить не от профессионала, а от человека, сидящего в окопе и пишущего для однополчан о своих друзьях. Мне казалось, что у меня стилизации не получится, поскольку я всегда стремился писать о войне глазами человека мирного времени. А тут надо было сочинять словно « оттуда », из войны. Но тогда, на фронте, мы совсем по - другому думали, по - другому говорили и по - своему пели. Отыщу ли я слова тех лет ? И вдруг « сработала » память. Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова будущей песни « Мы за ценой не постоим...»
К сожалению, в последние годы жизни писатель занял крайне ультрарадикальные позиции по отношению и к истории своей страны, и к драматическим событиям постперестроечного периода. Так, он был одним из немногих литераторов, кто подписал « расстрельное » письмо, призывая власть в октябре 1993 года подавить оппозицию в крови. В интервью газете « Подмосковье » писатель признался : « Я смотрел расстрел Белого дома как финал увлекательного детектива с наслаждением ». После этого заявления, естественно, от Окуджавы тут же отшатнулось значительное количество поклонников его ранних песен. В последнее время стали часто появляться публикации о любимых женщинах писателя. В первом браке женой Окуджавы была Галина.
Возможно, своё сильное влияние на их отношения оказала утрата первой дочери. Если верить « Комсомольской правде » (2 сентября 2004 года ), на рубеже годов музой Окуджавы была сотрудница Института советского законодательства, позже ставшая актрисой, Наталья Горленко. Но умер он в Париже на руках своей второй официальной жены Ольги. Лауреат Госпремии СССР (1991) за сборник « Посвящается всем ». В 1994 году получил Букеровскую премию за роман « Упразднённый театр ». Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.