Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 53 муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
За последние 5 лет, значительно увеличилось число детей с ранним детским аутизмом и детей с аутичными компонентами. Детский аутизм проявляется в различных формах, при различных уровнях интеллектуального развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду. В связи с эти в моей работе возникла проблема более глубокого изучения таких детей, так как в наш сад поступают дети с РДА и аутичными компонентами.
Термин «аутизм» (от греческого «autos» – сам) был введен швейцарским психиатром, основоположником учения о шизофрении О́йгеном Блёйлером в начале ХХ века. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя. (30 апреля 1857 в Цолликорне под Цюрихом, Швейцария 15 июля 1939 в Цолликорне)
Основоположник учения о детском аутизме американский психиатр Лео Каннер (13 июня 1894, Клекотов, Австро- Венгерская империя 3 апреля 1981)
Ранние варианты синдрома раннего детского аутизма также были описаны независимо друг от друга Аспергером (1944 г.) и В СССР Мнухиным С.С. (1947 г.) Самуил Семенович Мнухин ( ) 18 февраля 1906 года 21 октября 1980 года
Изучением аутизма в нашей стране занимались К.С. Лебединская, О.С. Никольская и многие другие авторы Клара Самойловна Лебединская - (19 декабря апреля 1993 ) детский психиатр и дефектолог, создатель классификации ЗПР по этиопатогенетическому принципу, организатор при НИИ Дефектологии первой в нашей стране группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом
Частота ДА обычно оценивается как 4-6 случаев на 10 тысяч новорожденных. Винг были разработаны другие клинико-педагогические критерии диагностики, применение которых показало, что аутизм встречается с частотой случаев на 10 тысяч новорожденных.
Ранний детский аутизм – это отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром.
Критерии ДА по МКБ - 10 качественные нарушения в сфере социального взаимодействия качественные нарушения способности к общению и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности Характеристики ДА по Каннеру аутизм и аутистические переживания стереотипное поведение особое нарушение речевого развития
Причины возникновения РДА психогенные в основе нарушения взаимодействие между матерью и аутичным ребенком биологические воздействие генетических факторов
Не фиксируют взгляд на лице другого человека Не выносят длительного прямого контакта «глаза в глаза" Первая улыбка появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно К окружающим относятся безразличноК ласке относятся равнодушно или неприязненное дискомфорту безразличны, либо не переносят его Не испытывают потребности в контакте с другими людьми Длительное время не дифференцируют живое и неживое Наиболее характерные проявления аутизма в раннем возрасте
СТЕРЕОТИПИИ МОТОРНЫЕ - раскачивания; - потряхивание руками; - прыжки; - пробежки; - однообразные манипуляции с предметами т.п.. СЕНСОРНЫЕ -ритмические надавливания на глазное яблоко; - кружение на руках у взрослого; -качание на качелях. РЕЧЕВЫЕ - многократное, бессмысленное повторение слов, фраз, звукосочетаний. Стереотипность поведения – многократное повторение нефункциональных движений и действий, от простого ритмичного потряхивания руками до сложных действий и ритуалов.
СТРАХИ диффузные дифференцированные различны по своей природе гиперсензитивные следствие повышенной чувствительности к звуковым, световым и другим сенсорным воздействиям (яркий свет, резкий запах, громкий звук) сверхценные пугающий объект действительно является источником определенной опасности, но занимает слишком больное место в переживаниях ребенка неадекватные страх связан с реальным событием, но фиксируется только какой-то его элемент
методологический Систематический: -МКБ F84 -DSM-IV -НЦПЗ Основные аспекты диагностических проблем
F84- первазивные расстройства психического развития F детский аутизм F атипичный аутизм F синдром Ретта F другие дезинтегративные расстройства детского возраста F гиперактивное расстройство F синдром Аспергера МКБ-10
DSM-IV Расстройства младенческого, детского и подросткового возраста Первазивные расстройства развития: - аутистическое расстройство - синдром Ретта - дезинтегративное расстройство детского возраста - синдром Аспергера - первазивное расстройство развития неуточненное
1. Детский аутизм эндогенного генеза 1.1 Синдром Каннера 1.2 Инфантильный аутизм 1.3 Детский аутизм 1.4 Синдром Аспергера 2. Аутистическиподобные синдромы при органическом поражении центральной нервной системы 3. Аутистически подобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях ( при синдроме Дауна, при Х- ФРА, фенилкетонурии, туберозном склерозе и других формах умственной отсталости) 4. Синдром Ретта ( неуточненного генеза) 5. Аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза 5.1 Психогенный парааутизм 6. Аутизм неясного генеза НЦПЗ РАМН
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ ДА ПО КАННЕРУ глубокое нарушение аффективного контакта с другими людьми навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам активности поглощенность вращающимися или вращаемыми с использованием высокого уровня тонкой моторики объектами мутизм или не направленная на межличностную коммуникацию речь хороший когнитивный потенциал, проявляющийся в возможностях памяти или навыках в выполнении заданий, особенно досок Сенега
Наиболее известные подходы в обучении программа TEACCH оперантное обучение
Основные задачи на первом этапе обучения формирование " учебного поведения" установление связи между поведением которое формируем, и подкреплением, предъявляемым после этого поведения
предпочитаемая еда (например, чипсы, конфеты, сыр и т.д.) игрушки (юла, машина, заводная игрушка и т.д.) приятные виды тактильного контакта и вестибулярных ощущений (покачать на руках, пощекотать, обнять и т.п. ) различные виды деятельности ( рисовать, танцевать, петь и т.п.) ПОДКРЕПЛЕНИЕ
"Учебное поведение" имеет место когда: ребенок адекватно реагирует на предъявляемые ему просьбы или требования ребенок использует пособие, игрушки социально приемлемым образом взгляд ребенка направлен на то, что он делает или на педагога
Основные задачи обучения на втором этапе развитие коммуникации развитие речи развитие элементарных математических навыков развитие моторики и графических навыков развитие мышления, памяти, внимания
Спасибо за внимание!