Развитие наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Выполнила учитель – дефектолог МКДОУ 85 Илюшина Е.В. Миасс 2014 г.
Мышление относят к одному из самых сложных психических процессов, являющихся предметом исследования ряда наук – от философии и логики до психологии и медицины. В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: наглядно – действенное (познание с помощью манипулирования предметами) наглядно – образное (познание с помощью представлений предметов, явлений) словесно – логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений )
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно- образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Наглядно – образное мышление формируется на базе наглядно – действенного мышления, появляется у ребенка к 3- 3,5 годам и является ведущим до 6-7 лет, на него-то и нужно опираться, подготавливая ребенка к школе.
Методика 1. «Составление целого из частей». Цель: выявить уровень сформированности наглядно-образных представлений, целенаправленность проб при складывании (первая часть задания), способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (вторая часть задания).
Методика 2 «Нахождение недостающих деталей». Цель: выявить уровень наглядно – образного мышления, целостного восприятия образов.
Методика 3. «Определение времени года по картинкам». Цель: выявить способность на основе анализа ситуации устанавливать причинно-следственные зависимости.
Методика 4. «Серия сюжетных картинок «Гусеница и яблоко». Цель: выявить способность устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.
До конца дошкольного возраста у детей с ЗПР без специальной помощи фактически отсутствует возможность решения наглядно- образных задач. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, основной формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические игры побуждают ребенка действовать, обследовать, экспериментировать, делать простейшие выводы и обосновывать их, в игре происходит формирование всех психических процессов, в том числе и наглядно - образного мышления, приобретаются навыки, умения и опыт, необходимые ребенку, способствующие развитию его личности.
Д идактические игры были сгруппированы следующим образом: 1. Игры на замещение предметов – они формируют у детей умение выполнять действия замещения, умение подбирать к заместителям соответствующие им предметы. 2. Игры на анализ строения предметов и на выделение пространственных отношений - направлены на усвоение детьми действий наглядного моделирования. Основное значение при выполнении таких заданий имеет понимание детьми связи между моделями и представленными в них объектами, умение учитывать эту связь и использовать ее в собственных действиях. 3. Игры на создание новых образов – обозначение предметов при помощи заместителей и использование наглядных моделей служит основой создания новых образов. Они также требуют самостоятельного придумывания рисунков, рассказов, сказочных событий.
Игры с палочками. Для развития наглядно-образного мышления рекомендуется использовать различные виды игр с палочками или со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них, чтобы получить другое изображение, соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки). Задания со спичками, такие как «Составить 2 равных треугольника из 5 палочек» или «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек» и многие другие, развивают не только наглядно- образное, но и пространственное мышление.
Игра «На что это похоже?» Ребенка просят придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку.
«Созвездия» Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение предмета с художественным. В качестве схематических изображений используются созвездия, а художественных рисунки животных и мифологических героев. Задача ребенка найти и указать, что чему соответствует.
«Сложи картинку». Цель: Учить детей создавать наглядный образ плоскостного изображения путем зрительного соотнесения и методом проб.
«УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ» Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
«Нелепицы»
«Дорисуй изображение»
«Что сначала, что потом?» Цель: Учить располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством.
В результате, процент детей со средним и ниже среднего уровнями значительно повысился, с низким уровнем развития наглядно-образного мышления понизился, эти результаты можно проследить по сравнительным диаграммам: констатирующего и контрольного эксперимента.
Спасибо за внимание!