«Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Актуальность проблемы речевого развития Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким
Большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. Ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. 1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. 2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. 3. Употребление нелитературных слов и выражений. 4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. 5. Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. 6. Отсутствие умения обосновать свои утверждения. 7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. 8. Плохая дикция.
Данные осмотра логопеда Дата обследования Кол-во обследованных детей Кол-во детей с дефектами речи г.44 ч.22 ч. (50%) г.20 ч. (подготовительная группа) 9 ч. (45%)
Направления речевого развития (ФГОС ДО)
Связная речь – это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, грамматически правильно и образно
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.» /Ушакова О.С./ Формирование грамматического строя речи Формирование грамматического строя речи Развитие связной речи Обогащение словарного запаса Обогащение словарного запаса Звуковая культура Звуковая культура
Цель работы по речевому развитию детей (ФГОС ДО) Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
1. Владение речью как средством общения и культуры 2. Обогащение активного словаря 3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи 4. Развитие речевого творчества 5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха 6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы 7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Задачи речевого развития (ФГОС ДО)
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности Целевой ориентир (по ФГОС ДО)
Направления развития ребёнка Младший дошкольный возраст В результате освоения программы к концу 4-ого года жизни дети способны: «Развитие речи» отвечать на разнообразные вопросы взрослого (в пределах ближайшего окружения); использовать простые и сложные предложения; выделять интонационно звук в слове; проявлять желание и умение воспроизводить короткие стихи, рассказы; проявлять активность в общении. отбирать слова в зависимости от контекста или речевой ситуации; оперировать антонимами, синонимами; четко произносить все гласные звуки, свистящие согласные. Чтение художественной литературы рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы воспитателя; называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него; читать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого. самостоятельно рассказывать известную сказку по схеме- модели; продолжать или заканчивать начатую взрослым сказку, рассказ; самостоятельно читать наизусть 3-5 небольших стихотворений. Планируемые результаты освоения образовательной программы
Направления развития ребёнка Старший дошкольный возраст К концу года в результате освоения программы дети способны Развитие речи участвовать в коллективных разговорах, владеет нормами вежливого речевого общения; пересказывать литературное произведение без существенных пропусков; понимать авторские средства выразительности, использует их в собственном рассказе; использовать осознанно слова, обозначающие видовые и родовые обобщения; подбирать к существительному несколько прилагательных; заменяет слово другим словом со сходным значением; иметь чистое и правильное звукопроизношение; осуществлять звуковой анализ слова (четырех-, пяти звуковые слова); выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове. пользоваться способами установления речевых контактов со взрослыми и детьми; уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами; использовать самостоятельно грамматические формы для точного выражения мыслей; точно употреблять слово в зависимости от замысла, контекста или речевой ситуации; понимать значения слов в переносном и иносказательном значении; использовать средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе, собственном творческом рассказывании. Планируемые результаты освоения образовательной программы
Направления развития ребёнка Старший дошкольный возраст К концу года в результате освоения программы дети способны Чтение художественной литературы при ознакомлении с художественными произведениями ребенок: - прочитать 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки; - называть жанр произведения; -драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворения; - называть любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы. - придумывать загадки, сравнения к образам прочитанных произведений; - читать более трех стихотворений выразительно в сочетании с жестами и движениями; - самостоятельно включаться в игру-драматизацию. Планируемые результаты освоения образовательной программы
Направления развития ребёнка Подготовительная к школе группа К концу года в результате освоения программы дети способны Развитие речи вступать в речевое общение различными способами: сообщает о своих впечатлениях, переживаниях; задает вопросы; побуждает партнера по общению к совместной деятельности, действию; выражать свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеет правилами ведения диалога; высказываться простыми распространенными предложениями, способен грамматически правильно строить сложные предложения; составлять предложения из 3-4 слов, делит предложения на слова; использовать обобщающие слова, антонимы, синонимы; построить связный рассказ о предмете, по сюжетной картине набору картин с развитием действия; использовать речь для планирования действий; пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах; Планируемые результаты освоения образовательной программы
владеть всеми средствами звукового анализа слов, определять качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный, твердый -мягкий, ударный - безударный гласный, место звука в слове). ориентироваться в разнообразных ситуациях общения, усваивать вариативные формулы речевого этикета, осознанно их использовать в соответствии с обстоятельствами и задачами общения; строить связную речь без пауз, запинок, прерывистости, повторений, неточностей словоупотребления; качественного совершенствования словаря: употребление семантической точности синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений; строить интонационный рисунок высказывания и интонационно расчленять предложения; проявлять самостоятельность в сочинении сюжетных рассказов, различных историй с использованием в них образных выражений, эпитетов, сравнений; различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка Планируемые результаты освоения образовательной программы
Направления развития ребёнка Подготовительная к школе группа К концу года в результате освоения программы дети способны Чтение художественной литературы -различать жанры литературных произведений; - называть любимые сказки и рассказы; - читать 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки;- - называть 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг; - выразительно читать стихотворение, пересказывать отрывок из сказки, рассказа. - читать более трех стихотворений выразительно в сочетании с жестами и движениями; - придумывать образные выражения и метафоры; - после рассматривания иллюстраций произведения отражать свой опыт в продуктивной деятельности. Планируемые результаты освоения образовательной программы
Задачи речевого развития детей 2-ая младшая группа Развитие лексической стороны речи 1. Развивать пассивный и активный словарь на основе расширения представлений детей об окружающем мире. 2. Знакомить со словами обобщениями (мебель, игрушки и т.д.) 3. Расширять словарь, обозначающий действия, поощрять стремления детей использовать определения. Формирование грамматического строя речи 1. Упражнять в согласовании слов в роде, числе, лице; упражнять в правильном употреблении предлогов (у, в, под, с, из, к, за, на). 2. Способствовать правильному употреблению в речи имён существительных в единственном и множительном числе; закреплять в речи умение называть животных и их детёнышей в единственном и множительном числе. 3. Упражнять в умении составлять предложения с однородными членами.
Развитие и совершенствование звуковой культуры речи 1. Упражнять речевой аппарат (артикуляционный, дыхательный), развивать речевое внимание, речевой слух. 2. Формировать умение находить заданное слово в предложенной фразе. 3. Упражнять детей внятно произносить в словах все гласные звуки и часть согласных. 4. Вырабатывать правильный темп и интонационную выразительность речи. Развитие связной речи детей 1. Развивать диалогическую речь как средство общения. Поддерживать инициативу детей в общении со взрослыми и другими детьми. 2. Упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них, используя фразовую речь. 3. Упражнять в пересказе простых произведений с помощью взрослого. 4. Упражнять в составлении простых высказываний с элементами описания (перечисление) и повествования 5. Привлекать к составлению небольших рассказов в форме диалога с использованием игрушек.
Задачи речевого развития детей старшая группа Развитие лексической стороны речи Обогащать словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о мире (прилагательные, глаголы, числительные). Продолжать работу по расширению обобщающих понятий (мебель: стол, стул, кресло и т.д.) Знакомить детей с синонимами (влажный - мокрый, упал-шлёпнулся, и т.д.); антонимами (низкий - высокий); многозначными словами. Формирование грамматического строя речи Упражнять детей в образовании слов при помощи: приставок (бежал - убежал- побежал-прибежал); суффиксов (масло-маслёнка); прилагательных от существительных. Продолжать работу по составлению разных типов предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные); упражнять в составлении простых распространённых предложений; обучать составлению сложных предложений (сложносочинённых и сложноподчинённых). Упражнять детей в умении согласовывать числительные с существительными (одно яблоко – пять яблок); в образовании родительного падежа множественного числа существительных (чулок, носков, ботинок и т.д.; в употреблении предлогов: из-под, из-за, между и д.р..
Развитие и совершенствование звуковой культуры речи 1. Совершенствовать моторику артикуляционного аппарата (упражнения). 2. Закреплять произношение звуков; ввести понятие гласный – согласный звук, твёрдый – мягкий. 3. Упражнять в умении выделять слова с заданным звуком (начало, середина, конец слова) 4. Знакомить со слоговой структурой слова (по схемам, на слух). Развитие связной речи 1. Приобщать детей к правилам ведения диалога (умение слушать и понимать, формулировать и задавать вопросы, строить правильно ответ); упражнять в вежливом ведении диалога; отрабатывать диалоги в театрально-игровой деятельности. 2. Закреплять навыки речевого этикета 3. Продолжать обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов 4. Знакомить детей с двумя группами характеристик объектов при описании: внешними (качества, свойства, признаки), внутренними (целевое назначение и функции); упражнять в составлении простых описаний. 5. Упражнять в умении определять тему повествования, дать понятие о структуре повествования (зачин, средняя часть, концовка). 6. Упражнять в умении изменять знакомые произведения
Задачи речевого развития детей подготовительная группа Развитие лексической стороны речи 1. Расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений и мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях. 2. Продолжать формировать видовые (название отдельных предметов), родовые (фрукты, овощи, игрушки и т. д.) и отвлечённые обобщённые понятия (добро, зло, красота, смелость и т.д.) 3. Продолжать знакомить со значением слов, с антонимами, с синонимами, с многозначностью слов. 4. Учить детей осмысливать образные выражения и фразеологические обороты. Формирование грамматического строя речи 1. Учить употреблению имён существительных во множественном числе; образованию формы родительного падежа множественного числа существительных трудных форм,; согласовывать существительные с числительными, прилагательными и глаголами. 2. Упражнять в правильном употреблении категории рода (женского, мужского, среднего). 3. Практически освоить способы словообразования 4. Учить составлению предложений за счёт однородных членов; составлению сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. 5. Закреплять правильное употребление предлогов. 6. Упражнять в умении производить анализ и синтез предложения по словам.
Развитие и совершенствование звуковой культуры речи 1. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки речи. Отрабатывать дикцию. 2. Учить детей называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении в предложении; определять место звука в слове. 3. Упражнять в умении дифференцировать звуки (гласные – согласные, твёрдые – мягкие). 4. Определять последовательность звуков в словах 5. Упражнять в умении анализировать слоговую структуру слов, ставить ударение 6. Упражнять в умении проводить звуковой анализ слов Развитие связной речи 1. Вырабатывать активную диалогическую позицию в общении со сверстниками 2. Приобщать к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать, формулировать и задавать вопросы, строить правильно ответ) 3. Закреплять и совершенствовать навыки речевого этикета 4. Продолжать обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов 5. Продолжать знакомить детей с двумя группами характеристик объектов при описании: внешними (качества, свойства, признаки), внутренними (целевое назначение и функции); упражнять в составлении простых описаний. 6. Упражнять в умении определять тему повествования, дать понятие о структуре повествования (зачин, средняя часть, концовка). 7. Упражнять в умении изменять знакомые произведения 8. Учить составлению комбинированных связанных высказываний (сочетание описательных и повествовательных монологах, включение диалогов; составлению плана собственных высказываний и выдерживанию его в процессе рассказывания.
Основа речевой развивающей среды Речь педагога Насыщенность среды Методы приёмы речевого развития
Требования к речи педагога Речь взрослых – пример и образец для подражания Требования к качеству речи педагога ДОУ Правильность - соответствие речи языковым нормам. Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком и со взрослыми, но и слышать его.
Психолого-педагогические требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО Полифункцио- нальность Доступность Безопасность Трансформи- руемость Насыщенность Вариативность
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1 ) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. 4) Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи: - развитие словаря ребёнка - работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи) - развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами) - воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально- речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения,) - подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения) - развитие мелкой моторики - знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)
Оборудование и наполнение речевой зоны: 1. Закрепление правильного речевого выдоха «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др. 2. Формирование фонематического восприятия и слуха Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата») ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори не ошибись»; «Тихо громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др. 3. Развитие артикуляционной моторики Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука. 4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи). Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л) »
5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры», ребусы. 6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др. 7. Развитие связной речи Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др. 8. Развитие мелкой моторики Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв) Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.
Методы речевого развития НАГЛЯДНЫЕ Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии), опосредованного наблюдения (изобразительная наглядность). СЛОВЕСНЫЕ Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, рассказывание с и без опоры на наглядные материалы. ПРАКТИЧЕСКИЕ Дидактические игры, игры драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хоровые игры.
Приёмы, развивающие речевую активность НАГЛЯДНЫЕ Показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. СЛОВЕСНЫЕ Речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка речи, вопрос. ИГРОВЫЕ Игровое сюжетно-событийное развёртывание, игровые проблемно-практические ситуации, ролевые обучающие игры, дидактические игры.
Формы речи ДИАЛОГ Монолог
Задачи диалогической речи Научить детей отвечать на вопросы Научить постановке вопроса Воспитывать способность свободно непринуждённо вести беседу
Диалогическая речь Методы и приёмы: разговоры и беседы с детьми (индивидуальные, коллективные, разговоры по инициативе детей), содержанием разговоров служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги и т.д.; игры инсценировки, игры драматизации, дидактические игры (правила которых предусматривают построение диалога) Для приучения детей к очерёдности реплик: подвижные игры, содержащие диалоги («Гуси-гуси», «Краски» и др.) Образцы диалогического взаимодействия, педагоги дают через чтение художественной литературы, этим самым дают возможность ребёнку освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить разные виды интонации, помогают в развитии логики разговора.
Последовательность, системность Связная речь (диалогическая, монологическая) ПЕРЕСКАЗ - по вопросам - по образцу РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ - по предметной картине - по сюжетной картине - по серии сюжетных картин - на выбор из 2-х картин - по пейзажным картинам - коллективные РАССКАЗЫВАНИЕ ОБ ИГРУШКЕ - по одной игрушке - по двум игрушкам одного наименования но разных по внешнему виду - по набору игрушек - коллективное рассказывание РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА На основе: - прогулок, экскурсий, праздников, интересных случаев - восприятие труда (как мы устроили цветник) - бесед, чтения книг (как звери живут зимой) - сравнение разных времён года ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ - по плану воспитателя придумывание завершения и продолжения рассказа - придумывание рассказа по теме воспитателя или ребёнка - придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему - придумывание рассказа о природе - по схеме - придумывание сказки по слову - придумывание сказки на новый лад - заменить поведение героев в сказке
Структура занятия по пересказу литературного произведения вводная часть (подготовка детей к восприятию текста) Приёмы: вступительная беседа, показ картинки, напоминание о наблюдениях, загадки. первичное чтение произведения (название, автор, жанр) без предупреждения о последующем пересказе беседа, вопросы по содержанию, составление плана пересказа повторное чтение пересказы детей заключительная часть (драматизация) анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).
Структура занятия по рассказыванию об игрушке, предмете 1. Вводная (художественное слово, д/и …) 2. Рассматривание объекта, беседа, ответы на вопросы 3. Вопросы к детям. 4. Образец рассказа педагога с опорой на графическую схему или коллективное составление и запоминание плана описательного рассказа 5. Составление рассказа – описания с опорой на графическую схему, план детьми (при необходимости с помощью взрослого). 6. Итог. Оценка самим педагогом: удалось с детьми, не удалось у детей, в чем трудность, в чем успешность? 9. Анализ (дальнейшее планирование по исправлению трудностей и перехода к успешности по обучению рассказыванию по игрушке).
Структура занятия по составлению рассказа по картине (2-ая младшая группа) Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. 1. Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя). 2. Рассматривание картины. 3. Беседа по ее содержанию, вопросы к детям 4. Обобщающий рассказ педагога.
Структура занятия по составлению рассказа по картине (старшая группа) В старшей группе воспитатели учат детей самостоятельно (с небольшой помощью воспитателя) составлять описательные и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины придерживаясь структуры: 1. Предварительная беседа. 2. Рассматривание картины. 3. Беседа об основных моментах сюжета. 4. Целевая установка на составление рассказа. 5. Сообщение плана рассказа (или обсуждение его с детьми). 6. Рассказы детей (в начале года – прием совместных действий: воспитатель начинает, дети продолжают и заканчивают рассказ, коллективное составление рассказа: несколько рассказчиков) с оценкой речевой деятельности. 7. Заканчивается занятие хорошим образцом рассказа (ребенка или воспитателя). 8. Итоги занятия (краткая формулировка темы и сюжета рассказа).
Структура занятия по составлению рассказа по картине (подготовительная группа) В подготовительной группе воспитатели учат самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Для активизации воображения педагоги используют прием «вхождения в картину». Учат описывать события по серии картин, придерживаясь структуры занятия: 1. Предварительная беседа, подготавливающая к восприятию картины. 2. Рассматривание картины. 3. Беседа по картине (включающие вопросы, активизирующие воображение: что можно услышать, почувствовать, находясь в месте действия картины и др.) 4. Целевая установка на составление рассказа по плану. 5. Составление и обсуждение с детьми плана рассказа. 6. Рассказы детей (коллективный рассказ). 7. Оценка рассказов детей (полнота рассказа, последовательность излагаемых событий, использование разных интонаций, темпа речи, образных выражений и др.). 8. В конце занятия хороший речевой образец (ребенка или воспитателя). 9. Итоги занятия с краткой формулировкой детьми цели, темы рассказа и т.д.
Творческое рассказывание Варианты творческого рассказывания: придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного; придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.
Планирование Среди многих важных задач воспитания и обучения детей в детском саду – обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Чтобы добиться выполнения этой задачи, надо иметь чёткий план. План - это условие: целеустремлённости и организованности труда педагога; от односторонности в работе и пропуска каких – то существенных сторон развития речи детей. План помогает равномерно, ритмично выполнять программу. Обязательная для воспитателя документация – комплексно- тематическое планирование. Именно в нём указывается содержание, организация речевой деятельности детей в течении дня.
Примерное распределение образовательной деятельности по развитию речи в ходе режимных моментов На утренние часы планируют: - коллективные и индивидуальные разговоры педагога с детьми, преследующие цель формирования умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей; - работу по ознакомлению с художественной литературой (чтение и рассказывание, повторение стихотворений, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книги (по желанию детей); - разнообразные дидактические игры и лексические упражнения; индивидуальную работу. В план прогулки можно включать: - словарную работу в процессе наблюдений, труда детей на участке; - работу по звуковой культуре речи в ходе подвижных игр; - дидактические игры и упражнения по различным разделам программы речевого развития; - индивидуальную работу с детьми; - коллективные и индивидуальные разговоры на заданную тему; - приемы руководства речевым общением детей со сверстниками (можно предложить детям тему для речевого обсуждения, материал для совместной деятельности, дать образцы обращения с просьбой, предложением, советом). Вечер - удобное время для развлечений, подготовки и проведения игр- драматизаций и инсценировок, индивидуальной работы с детьми по различным разделам программы.