Технология развития критического мышления
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. С. Выготский
3 О чем это мы?... Критическое мышление – это: - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; - принимать независимые продуманные решения. - …
Что же такое критическое мышление? Критическое мышление есть мышление самостоятельное Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить Критическое мышление стремится к убедительной аргументации Критическое мышление есть мышление социальное
Цели технологии РКМ Активизирование образовательного процесса, Повышение самостоятельность учащихся; Обеспечение учёта индивидуальных особенностей учащихся через активное развитие умений критического анализа; Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)
Задачи: помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития; вызвать их мотивацию; научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.
Образовательные результаты РКМ умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком; умение задавать вопросы; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение; умение выражать свои мысли; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других ; умение сотрудничать и работать в группе.
Роль учителя в ТКМ : направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Основа ТКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия
10 Технологические этапы 1 я- стадия ВЫЗОВ 2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ 3-я стадия РЕФЛЕКСИЯ Актуализация знаний Побуждение интереса к получению новой информации Постановка учеником собственных целей обучения Получение новой информации Корректировка поставленных учеником целей обучения Рождение нового знания Постановка учеником новых целей обучения
1 стадия - вызова Деятельность учителя Деятельность ученика Форма работы Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответы Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах
Структура урока в технологии РКМЧП 1 этап Вызов Приемы: Верные, неверные высказывания Кластер Таблица ЗХУ Корзина идей Дерево предсказаний
2 стадия – осмысление содержания Деятельность учителя Деятельность ученика Форма работы Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями
Структура урока в технологии РКМЧП 2 этап Осмысление Приемы: Инсерт Зигзаг Таблицы
3 стадия - рефлексия Деятельность учителя Деятельность ученика Форма работы Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.
Структура урока в технологии РКМЧП 3 этап Рефлексия Приемы: Кластер Эссе Таблицы Синквейн
Школа не должна научить на всю жизнь, Она должна научить учиться всю жизнь
Приемы технологии РКМЧП Верные, неверные высказывания Игра «Верите ли вы?» Дерево предсказаний Корзина идей Кластер Инсерт Таблица ЗХУ Толстые и тонкие вопросы Зигзаг Синквейн
Прием «Корзина» или «Мозговая атака» Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзине будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам 2. Каждый ученик записывает все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты). 3. Обмен информацией в парах или группах. (не более 3 минут) Ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. 4. Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.
21 Таблицы вопросов «Тонкие» вопросы«Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что, если…?
Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Источники, из которых мы намерены получить информацию АБВГАБВГ ДЕЖЗДЕЖЗ
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
24 «Плюс-минус-вопрос» «+»«-»«?» Самый экономичный вид энергии Энергия будущего Радиация Аварии на АЭС
Ромашка Блума П р о с т о й в о п р о с У т о ч н я ю щ и й в о п р о с О ц е н о ч н ы й в о п р о с Т в о р ч е с к и й в о п р о с В о п р о с и н т е р п р е т а ц и я П р а к т и ч е с к и й в о п р о с ?
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Кластер Это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
Кластеры (гроздья)
«Кластер» Свойства воздуха Без вкуса Без запаха Без цвета Неосязаемый Сжимается Без формы Проводит звуки Упругий Сохраняет тепло Имеет вес
Сама ТЕМА - это «ствол дерева» «Листочки» - это ПРОГНОЗ «Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
31 Дерево предсказаний Ствол – тема Ветви – предположения Листья – основания предположения Защитит ли дамба наш город? Город надежно защищен Городу грозит катастрофа
Прием «Фишбоун-рыба» Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод
33 Прием «фишбоун» Проблема: экологические проблемы порождают конфликты между странами Причина: трансграничные перемещения атмосферных загрязнений Причина: загрязнение воды Мирового океана на территории одних государств другими государствами Вывод: Экологичес кие конфликты расширяются и имеют глобальный характер Факты: 25 тыс. озер Швеции с признаками окисления 90% загрязнений в Норвегии из других стран Факты: 1978 г. – авария танкера у берегов Бретани – разлив нефти – 2 тыс. км г. – аналогичная авария в Малаккском проливе – конфликты
Спасибо за внимание