Москва 12 ноября 2015 Возможности и вызовы предпринимательского образования в ВУЗе А.К. Клюев Директор института государственного управления и предпринимательства УрФУ
Низкая эффективность трудовых ресурсов Производительность труда и использование трудовых ресурсов (2010) Источник: ОЭСР
Слабый инновационный потенциал Доля предприятий, внедряющих технологические инновации, в общей численности предприятий (%) Источник: ВШЭ, 2011
Изменение квалификационной структуры и спроса на навыки Ф.Ф. Дудырев, А.И. Шабалин
Спрос на навыки Источник: Levy and Murnane Данные обновлены Дэвидом Аутором. Не рутинные когнитивные (аналитические) Не рутинные когнитивные (управленческие) Не рутинные ручные, механические Рутинные когнитивные Рутинные ручные, механические
Изменение потоков обучающихся Ф.Ф. Дудырев, А.И. Шабалин
Недостаточные навыки и образование – ключевая проблема, ограничивающая рост предпринимательства 2005 г.2008 г.2012 г. Налоговые ставки 221 Коррупция 332 Навыки и уровень образования работников 413 Доступ к финансам 684 Макроэкономическая нестабильность 5 Электроэнергия 1346 Транспорт 1297 Система сбора налогов 1108 Организованная преступность 9 Доступ к земле 105 Преступность, воровство и беспорядки 8611 Получение лицензий и разрешений на предпринимательскую деятельность Таможенные и торговые правила 913 Трудовое законодательство 1114 Суды Телекоммуникации 147- Ист: BEEPS At-A-Glance 2008, Russia, The World Bank Group
Ключевая проблема предпринимательского образования Традиционное устройство системы (СССР) Современная Россия Заказчик Государство Производитель Государство Потребитель ГосударствоБизнес Стимулы к инвестированию в развитие предпринимательских навыков отсутствуют и у государственной системы образования, и у бизнеса Бизнес
Дополнительная проблема - информационная асимметрия Навыки, которых не хватает специалистам Навыки, которые студенты считают важными для устройства на работу
Действия вузов по развитию предпринимательского образования 1. Смена единиц оперирования: образовательная организация – образовательная программа – индивидуальная образовательная траектория 2. Программы предпринимательского образования как майноры 3.«Транзитные» образовательные траектории: школа-колледж- университет (М.Карной) 4.«Параллельные» образовательные траектории: программы подготовки специалистов среднего звена в СПО и программы прикладного бакалавриата в ВО
Действия вузов по развитию предпринимательского образования 5. Переход на проектные формы обучения 6. Модернизация системы формируемых компетенций с учетом запроса бизнеса 7. Переход от системы ориентированной на «традиционные» ресурсы, подходы и результаты: – Педагоги обладают традиционной компетентностью и не владеют технологиями развития навыков; – Программы выстраиваются исходя из имеющихся возможностей и ресурсов, а не требований рынка труда; – Технологии ориентированы на усвоение фактологического материала и решение узких профессиональных задач вне социального контекста; – Стандарты профобразования лишь отчасти задают требования к формированию компетентностей и навыков, особенно дефицитных К динамичной модели предпринимательского образования
Спасибо за внимание !