Подготовила – Шавлюгина Татьяна Васильевна МБДОУ «Сновский детский сад «Улыбка».
Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает на нас огромное влияние. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Познавая, ребёнок осваивает, представления о связях и социуме, о многообразии ценностей природы Земли.
Одним из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности.
Так что же такое модель и моделирование? Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Она упрощает структуру оригинала, служит обобщённым отражением явления. Таким образом, в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Использование метода моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи: - развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать; - развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать; - учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта; - учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта; - наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире; - наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире; - способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника. - способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей, например: Предметные 1. Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражён принцип устройства механизма; модели построек. Например: с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мяче или др. способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, наносить печатными буквами их названия.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений – листьев, стеблей и т. д.
3. Графические модели (графики, схемы) передают обобщённо признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Ещё один пример: при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники), форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
Экологические модели можно классифицировать по разным основаниям: - по характеру моделирования – модели объектов, процессов; - по внешнему виду – плоскостные и объёмные; - по месту расположения – настенные, настольные и напольные; - по способу использования – статические и динамические.
Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований: - модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов; - раскрыть существенное в объекте; - замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна. Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры.
В результате освоения детьми старшего дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно- ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.