Игры на уроке английского языка Киразова Залифа Ахтямовна, участник конкурса «Педагог года- 2016»
Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. (Ф. Шиллер)
Основные цели использования игры на уроках иностранного языка по И.Пассову: формирование определенных навыков; развитие определенных речевых умений; обучение умению общаться; развитие необходимых способностей и психических функций; познание в сфере страноведения и языка; запоминание речевого материала.
М. Ф. Стронин в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории: 1. лексические игры; 2. грамматические игры; 3. фонетические игры; 4. орфографические игры; 5. творческие игры.
Лексические игры - игры, направленные на активизацию лексики, ее многократное повторение, и способствующие развитию речевой деятельности. Цели лексических игр на уроке иностранного языка: - познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями; - тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; - активизировать речемыслительную деятельность учащихся и развитие коммуникативных навыков и умений; - развивать речевую реакцию учащихся.
Лексические игры: «Учитель и ученики», «Стрельба по мишеням», «В магазине», «Собери портфель», «Цветик-семицветик», «Последняя буква» и т.д. Игра «Собери портфель» В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию. Учитель: Поможем Буратино собраться в школу. Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски: This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box) В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт: This is a book. This is an English book. This is a very nice book.
Целью фонетических игр является, как известно, развитие фонематического слуха, формирование навыков установления адекватных звукобуквенных соответствий, формирование навыков произношения связного высказывания. Примеры фонетических игр: Who knows the symbols of the sounds better?, Незнайка и мы и т.д.
Игра «Незнайка и мы» В класс пришел Незнайка. Он будет изучать английский язык. Теперь ребята не просто повторяют звуки, они стараются научить Незнайку правильному произношению. Незнайка показывает детям транскрипционные знаки, а ребята хором называют их. А чтобы проверить, как ребята запомнили эти звуки, Незнайка начинает делать ошибки. Если звук произнесен правильно, дети молчат, а если неправильно, они дружно хлопают в ладоши.
Грамматические игры употребляются для того, чтобы тренировать учащихся в употреблении грамматического материала. Эти игры преследуют цели: -Научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; -Создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца; -Развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
The Know-Nothing Guy (Незнайка). Цель игры: Отработать вопрос и отрицание Does, Doesnt. Реквизит: игрушечные животные или картинки- опоры. Ход игры: Ученики задают заведомо смешные вопросы. Pupil 1: Does the tiger live in the desert? Pupil 2: No, it doesnt. The tiger doesnt live in the desert. It lives in the jungle. Does the crocodile live in the sea? Варианты вопросов: the frog - in the house, the horse – in the forest, the bear – on the farm, the dolphin – in the pond, the camel – in the river. Продолжительность игры: 5 мин.
Орфографические игры. Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторых закономерностях в правописании английских слов.
Игра «Дежурная буква» Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове. Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Например, преподаватель говорит: « Сегодня у нас дежурная буква «О», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «О» стоит на первом месте?»
Творческие игры.Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Примеры творческих игр: Explain yourself, We can eat bread и т.д.
Explain yourself. Учитель говорит предложение, которое может служить окончанием короткого рассказа. Ученики придумывают свои рассказы. Выигрывает тот, кто наиболее логично подведет рассказ к его окончанию. Например. – Luckily I found people who could swim. – I jumped up and opened the window. И.т.д.
Методические рекомендации: 1) Подготовить методический материал в достаточном количестве; 2) Внимательно прочитать описание игры, сделать запись основных моментов, шагов. Продумать, как объяснить игру, предусмотреть свою помощь; 3) Решить, какую роль учитель возьмет на себя: наблюдателя, помощника, участника; 4) Продумать, как организовать обратную связь по окончании игры; 5) Делать пометки, комментарии, записи, замечания, вопросы, возникающие в ходе игры.
Вывод: - использование на уроках по иностранному языку игр и игровых моментов, является важным методом для стимулирования мотивации учебно- познавательной деятельности школьников; - независимо от того, насколько динамичен учитель, всегда есть моменты, когда внимание учеников рассеивается. Быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие.