ИИЦ – Научная библиотека представляет виртуальную выставку к 100- летию со дня рождения Георгия Свиридова
Музыку Георгия Свиридова ( ) благодаря её простоте легко отличить от произведений других композиторов. Но эта простота – скорее сродни лаконизму. Музыка Свиридова обладает неприхотливой выразительностью, но она выразительна по сути, а не по форме, расцвеченной разного рода изысками. Ей присущ богатый внутренний мир, её неподдельные эмоции сдержанны …
Дом - музей Георгия Свиридова в г. Фатеже Курской области Детство и ранняя юность Свиридова пришлись на первые годы советской власти. Родившийся в Курской губернии в семье крестьянина, рано потерявший отца, Свиридов начинает занятия музыкой с девяти лет. Четырнадцати лет он поступает в музыкальную школу, а по окончании ее – в Ленинградский музыкальный техникум, где учится в классе фортепиано у И. Браудо. Занятия продолжились и в Ленинградской консерватории, куда он поступил в 1936 году, у Д. Шостаковича.
Д. Шостакович и Г. Свиридов 1940 г. В классе у Шостаковича ценились всесторонний композиторский профессионализм, фундаментальное знание русской и зарубежной музыки, академических традиций, а также прививался интерес к новой западной музыке. В этой атмосфере рождались композиторские опыты и формировались художественные интересы раннего Свиридова. Он тогда писал разные сочинения академических жанров.
Уже в ранний период появились сочинения, определившие на многие годы главное направление творчества Свиридова, связанное преимущественно с вокальной музыкой : Казачьи песни для хора (1936), Песни на стихи А. Пушкина, А. Прокофьева. В июне 1941 года Свиридов закончил консерваторию и был зачислен курсантом военного училища, но вскоре демобилизован из - за сильной близорукости. Еще в самом начале войны Г. Свиридов написал свои первые песни для фронта. С военной тематикой связана написанная тогда же музыкальная комедия « Раскинулось море широко », посвященная балтийским морякам.
Этапными в творческой судьбе Свиридова стали два вокальных сочинения : « Страна отцов », поэма для тенора и баса с фортепиано (1950) и Песни на слова Роберта Бёрнса для баса с фортепиано (1955). В этих сочинениях отчетливо проявился новый, ярко индивидуальный стиль Свиридова, отмеченный душевной искренностью, безыскусностью и проникновенной манерой музыкального высказывания.
« На меня как на артиста он оказал сильное и определяющее влияние. Глубоко русский человек и в жизни и в творчестве, Свиридов создает музыку, близкую и понятную всем. Мне приходилось петь его произведения в разных странах, и всегда они мгновенно находили путь к сердцам слушателей ». Е. Нестеренко
Впоследствии, живя в Москве, Свиридов определенно и убежденно связал эстетику и философию своего творчества с русской национальной и поэтической традицией : Поэма памяти Сергея Есенина для тенора, хора и симфонического оркестра (1956), « У меня отец – крестьянин » - цикл песен на стихи С. Есенина для тенора и баритона (1956), « балаковские сочинения », годов, « Курские песни » на народные тексты (1964) « Деревянная Русь » - маленькая кантата (1964)
В поэме « Отчалившая Русь » (1977) много контрастов, есть и моменты величаво трагического характера. Но это не картины социальных битв. Все « действие » поднято как бы на космическую высоту. Отсюда и легендарность образов добра и зла, Христа и Иуды.
Особое место в творчестве Свиридова занимает « Патетическая оратория » (1959) для солистов, хора и оркестра на стихи В. Маяковского. Это монументальное художественное полотно, сотканное из множества интонаций. Особенное впечатление вызывает заключительная часть оратории, которая называется « Солнце и поэт ». Яркая, ликующая торжественная музыка сопровождается колокольным звоном. Линия революционной романтики получила свое продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму « Время, вперед !»
Г. Свиридов и А. Ведерников. Тбилиси, 1966 г. « В ораториях Свиридова есть ощущение бега времени, его неуклонного движения вперед …» Л. Полякова, музыковед
Образный мир пушкинской поэзии всегда привлекал Свиридова и вдохновлял на создание прекрасной музыки : и в молодости, когда первые романсы, написанные на стихи Пушкина, принесли ему успех, и в зрелые годы, когда он вновь обратился к творчеству великого поэта.
В июне 1979 года, когда отмечалось 180- летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова « Пушкинский венок » – концерт для хора. Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой – единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности. После исполнения концерта для хора « Пушкинский венок » в Большом зале Московской консерватории г.
Необыкновенно поэтична музыка к кинофильму « Метель « (1974). Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно « увидеть » картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса, в легких « полетных » интонациях которого ощущаются какие - то трагические предчувствия. Сумрачная настороженность чувствуется в музыке к сцене « Венчания ». А сразу ставший популярным и часто исполняемым « Романс » внешне напоминает романсы пушкинской поры, но наполненность какими - то роковыми предчувствиями приближает его к симфонической поэме.
Композитор на протяжении всего творчества не расставался с крестьянской песенностью. В 1964 году им был создан вокальный цикл « Курские песни », который явился вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки. В « Курских песнях » не проступают черты какой - либо определенной эпохи. Песни образуют сюжет, раскрывающий тему женской судьбы. Московский камерный хор исполняет « Курские песни »
« В его музыке нот мало, а музыки очень много ». Д. Шостакович о « Курских песнях »
Пожалуй, никто до Свиридова не сделал столько для развития и обогащения вокальных жанров – оратории, кантаты, романса. Композитор создал свой стиль хорового письма. Сочинив целый ряд выдающихся произведений, получивших в короткий срок широкое распространение, он дал новый толчок развитию целого жанра нашей музыки.
Мы слушали музыку в мире пустом, Уже существуя, еще не печалясь : Страданья – потом, несчастья – потом, Пока только музыки первоначальность !.. Кайсын Кулиев « Мы слушали музыку » Посвящено Георгию Свиридову Перевод Беллы Ахмадулиной
Памятник Георгию Свиридову в Курске Главный образ творчества Свиридова – вдохновенный образ Отечества, родной земли, народа в поворотные моменты истории, образ человека с его богатым, сложным, высоко поэтическим духовным миром. Тема России, в символическом значении пронизывает все творчество Свиридова как сокровенная идея. Свиридову оказалось под силу поднять и творчески переплавить крупные интонационные пласты : крестьянского и городского бытового мелоса, революционной и массовой песни, духовные стихи, обрядовые заклинательные поповки …
Список использованной литературы биографий знаменитых композиторов [Текст] / авт.-сост. Л. В. Михеева. – СПб. : Композитор, – 208 с. 2.Васина-Гроссман, В. Мастера советского романса [Текст] / В. Васина-Гроссман. М. : Музыка, с. 3.Живов, В. "Патетическая оратория" Г. Свиридова [Текст] / В. Живов. М. : Совет. композитор, с. 4. Книга о Свиридове [Текст] : размышления, высказывания, ст., заметки / сост. А. А. Золотов. М. : Совет. композитор, с. 5. Мастера музыки, искусства и архитектуры [Текст] / сост. Н. Б. Сергеева. М. : Вече, с. 6. Музыка и современность [Текст] : сб. ст. Вып. 5 / ред.-сост. Т. А. Лебедева. М. : Музыка, с. 7. Музыкальный мир Георгия Свиридова [Текст] / сост. А. Белоненко. -М. : Сов. композитор, с. 8.Полякова, Л. Вокальные циклы Г. Свиридова [Текст] / Л. Полякова. М. : Совет. композитор, с. 9.Полякова, Л. Курские песни Г. Свиридова [Текст] / Л. Полякова. М. : Сов.. композитор, с. 10. Русская музыка и ХХ век [Текст] / ред.-сост. М. Арановский. М. : [б. и.], с. 11.Самин, Д. К. Сто великих композиторов / Сост.Д.К.Самин. М. : Вече, с 12. Свиридов Г. В. Ното-графический справочник [Текст] / ред. Д. Персона. М. : Совет. композитор, с. 13. Свиридов Георгий [Текст] : сб. ст. / ред. Д. В. Фришмана. М. : Музыка, с. 14. Свиридов Георгий [Текст] / ред. Р. Леденева. М. : Музыка, с. 15.Свиридов, Г. В. 20 песен [Ноты] / Г. Свиридов. М. : Музыка, с. Свиридов, Г. В. Отчалившая Русь [Ноты] : поэма на сл. Сергея Есенина / Г. Свиридов. М. : Музыка, с. 16.Свиридов, Г. В. Кантаты [Ноты] / Г. Свиридов. М. : Музыка, с. 17.Свиридов, Г. В. Курские песни [Ноты] / Г. Свиридов. М. : Музыка, с.
18.Свиридов, Г. В. Песни на слова Роберта Бернса [Ноты] / Г. Свиридов. М. : Музыка, с. 19.Свиридов, Г. В. Поэма памяти Сергея Есенина [Ноты] / Г. Свиридов. М. : Музыка, с. 20.Свиридов, Г. В. Пушкинский венок [Ноты] / Г. Свиридов. М. : Музыка, с. 21.Свиридов, Г. В. Романсы и песни [Ноты] : Тетр. 2 / Г. Свиридов. М. : Совет. композитор, с. 22.Свиридов, Г. В. Романсы и песни [Ноты] Тетр. 1 / Г. Свиридов. М. : Совет. композитор, с. 23.Свиридов, Г. В. Романсы и песни [Ноты] / Г. Свиридов. М. : Музыка, с. 24.Свиридов, Г. В. Светлый гость [Ноты] / Г. Свиридов. М. : Музыка, с. 25.Свиридов, Г. В. Семь пьес для фортепиано [Ноты] / Г. Свиридов. М. : Советский композитор, – 38 с. 26.Свиридов, Г. В. Семь хоров без сопровождения [Ноты] / Г. Свиридов. М. : Музыка, – 40 с. 27.Свиридов, Г. В. Сочинения для хора [Ноты] / Г. Свиридов. М. : Музыка, – 70 с. 28.Свиридов, Г. В. Сочинения для хора [Ноты] / Г. Свиридов. М. : Музыка, – 350 с. 29.Свиридов, Г. В. Страна отцов [Ноты] / Г. Свиридов ; сл. А. Исаакяна. М. : Музыка, с. : 30.Свиридов, Г. В. Шесть романсов на слова А.С.Пушкина [Ноты] / Г.Свиридов. М. : Сов.композитор, с. 31.Свиридов, Г. В. Хоровые произведения [Ноты] / Г. Свиридов. М. : Советский композитор, – 198 с. 32.Сидорович, Д.Е. Великие музыканты ХХ века [Текст] / Авт.-сост.Д.Е.Сидорович. М. : Мартин, с. 33.Соловьев-Седой, В. П. Пути-дороги[Текст] : воспоминания, рассказы о песнях, мысли об искусстве / В. П. Соловьев-Седой. Л. : Совет. композитор, с. 34.Элик, М. "Поэма памяти Сергея Есенина" Георгия Свиридова [Текст] / М. Элик. М. : Совет. композитор, с.