Развитие творческого потенциала личности на уроках истории.
с одной стороны, обществу необходимы творчески активные личности, способные систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы; с другой, педагогические средства и условия, повышающие эффективность процесса творческой деятельности личности, разработаны недостаточно; с одной стороны, повышаются требования к уровню знаний, которыми должен обладать школьник; с другой, школа еще не готова обеспечить необходимый уровень развития креативных способностей обучающихся; с одной стороны, развитие креативных способностей школьников имеет социальное значение; с другой, недостаточно разработано научно-методическое обеспечение для организации творческой деятельности обучающихся; с одной стороны, необходима объективная оценка творческой деятельности обучающихся; с другой, отсутствует разработанный педагогический инструментарий для оценивания результатов творческой деятельности школьников. На протяжении годов двадцатого века проблема творческого потенциала изучалась с разных сторон.
дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта, ищут стимулы и находят для себя проблемы, обладают широким восприятием, богатым воображением, легко и гибко меняют идеи, способы мышления, испытывают интерес и увлечены своими действиями. Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания:
создание свободных условий для работы, позволяющих школьникам проявлять максимум инициативы, экспериментировать; принятие и поощрение оригинальных идей; использование материала, вызывающего интерес к учебе; одобрение и положительная оценка исследовательского поведения, поиск проблем, а также направленное на их разрешение мышление; обеспечение условий, при которых ребенок не отделяет себя от школьной деятельности, что достигается благодаря поощрению, ответственности за работу, развитию положительной самооценки; приобщение к социальному творчеству во время групповых занятий и благодаря общим проектам с добровольно выбранными партнерами; увлеченность задачей благодаря высокой мотивации к самостоятельно выбранной теме; создание атмосферы, свободной от беспокойства и боязни не успеть; обеспечение психологического комфорта, открытости и свободы. Школа должна и может создать условия. Они могут быть следующими:
Учитель не должен выступать в роли дающего оценки организатора, а должен проявлять себя как личность, партнер, помощник, инициатор и эксперт. Необходимо обеспечить условия, чтобы активные периоды сменялись расслаблением, что даст возможность учащимся размышлять над поставленным вопросом. Проявляйте сами и цените юмор. Чаще задавайте вопрос «а что, если?..» – это позволяет проявить свободную фантазию, пробуждает и поддерживает любознательность. Поощряйте стремление задавать вопросы и самостоятельно находить ответы. Организовывайте ситуации, требующие творческого отношения. Старайтесь избегать вопросов, на которые предполагается однозначный ответ: « да» или « нет». Позволяйте обучающимся делать ошибки. Недаром говорят, что на ошибках учатся, поскольку они представляют собой активный поиск решения. Воспитывайте в учениках адекватное отношение к критике и похвалам со стороны окружения. В образовании, направленном на развитие креативности, полное признание потенциала индивидуальной личности должно быть ведущим принципом. Положения для успешного воспитания креативности в школе.
открытость всей системы, гибкость организации, общее творческое отношение учителей и администраторов, планирование и реализацию больших, длительных проектов, в которых все участники смогут принять и разделить общее решение проблем, приводящее к видимым результатам, значимым для жизни детей. Образование, направленное на развитие творчества обучающихся, должно предусматривать:
Система проектов дает ученику большую степень свободы, возможность проявить мотивированный интерес к тому, что он выбрал в качестве предмета изучения, выработать и отстаивать собственную позицию и систему взглядов, развивая критическое мышление Метод проектов.
Для групповой и индивидуальной работы может быть использован прием «кластер». Этот метод помогает обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Методика составления кластера достаточно проста: - написать ключевое слово или предложение на бумаге; - записывать слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме; - выписывать можно столько идей, сколько захочется