ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ САМООРГАНИЗАЦИИ И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ ИОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА
Задачи конференции: Сущность индивидуализации… Условия и механизмы индивидуализации… Опыт педагогов…
Индивидуализация - -механизм преодоления личного присутствия человека в своем образовании -учет индивидуальных особенностей во всех формах и методах обучения
Результаты индивидуализации: становление самостоятельности в использовании предложенных ресурсов образования (самостоятельность образования – как совокупный показатель); увеличение спектра ресурсов среды, которые человек использует в процессе своего образования (продуктивность образования); способность и готовность влиять на появление и развитие в среде образовательных ресурсов (заказ на образование); способность и готовность проектировать ресурсы для своего образования (индивидуальная образовательная программа); способность и готовность применять образовательные ресурсы для решения жизненно важных задач.
Итоговый результат индивидуализации компетентность стратегирования и программирования своего образования в процессе жизнедеятельности (т.е. способность и готовность человека к построению СВОЕГО места, характеризующаяся осознанием и постановкой своих целей образования, накоплением опыта использования разных образовательных ресурсов и развитие умения порождать новые средства для себя)
Тьютор - определяется как преподаватель-консультант - «специалист в области организации образования и самообразования». На тьютора возлагается ответственность за ведение целостного образовательного модуля, организацию групповой и индивидуальной работы с обучающимися Из монографии С.А. Щенникова
Тьютор - отвечает за проектирование образовательной среды с характеристиками вариативности, избыточности и открытости. Потом в этой среде сопровождает формирование и реализацию тьюторантом индивидуальной образовательной траектории МТА
Функции тьютора: Обеспечивать проявление, оформление и предъявление тьюторантом индивидуального образовательного запроса Проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса Оказывать содействие тьюторанту в формировании и реализации индивидуальной образовательной траектории. Организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации индивидуальной образовательной траектории
индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) - Персональный путь реализации личностного потенциала каждым учеником (А.В. Хуторской) Личностный потенциал – совокупность познавательных, творческих, коммуникативных способностей. ! Обучающийся самостоятельно определяет план (ИОП) и пути (ИОМ) саморазвития в определенной образовательной области ИОТ = ИОП + ИОМ
Задача ОО Создать условия адекватного возможностям обучающегося профессионального выбора в результате ППП ( система педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся, содействующих их самоопределению по завершении ООО, основная цель – определение профиля ) и ПО ( дифференциация и индивидуализация обучения с учетом склонностей, способностей, выражающих их будущие профессиональные интересы ) Следовательно, ИОТ – организационно-методическое выражение единства ППП и ПО.
Структура ИОТ: Целевой (предполагает постановку целей и ведущих направлений в области получения образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, основных мотивах и потребностях ученика.) Содержательный ( отражает реализуемое в рамках конкретной образовательной программы содержание образования) Технологический ( включает используемые технологии, методы, методики, системы обучения и воспитания). Диагностический (раскрывает систему диагностического сопровождения). Организационно-педагогический ( определяет режимные условия реализации, характеристику ученика (возраст, уровень готовности к усвоению, образовательные потребности), которому адресована образовательная программа; формы аттестации достижений и т.д.); Результативный (описание ожидаемых результатов реализации).
ИОТ = индивидуальное образовательное движение - целенаправленная образовательная программа (план), обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработку и реализацию образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.
Процесс выявления, реализации и развития индивидуальных способностей учащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям. Любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению. Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности УЧИТЕЛЬ
При составлении индивидуальной образовательной траектории: учитель создает ученику возможность для выбора, выступая, как консультант и советчик. На уроке учитель учитывает индивидуальные интересы школьников; особенности учебной деятельности; предпочитаемые виды учебных занятий; способы работы с учебным материалом; особенности усвоения учебного материала; виды учебной деятельности; для ученика при составлении индивидуальной траектории самое важное – оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала либо чтобы добиться запланированного результата.
Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учениками продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений – мыслительных, коммуникативных, познавательных и т.д. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение. Сам ученик выбирает или вместе с учителем обдумывает способы, виды деятельности, формы контроля, т.е. программирует свою образовательную деятельность.
ИОТ в деятельности классного руководителя Учащийся: формирует ИОП по заданному образцу, с учетом индивидуальной (предварительно) профессиональной ориентации (консультационная помощь в том числе классного руководителя). Классный руководитель: проводит профориентационную работу с учащимися и их родителями; исследует ученическую готовность учащихся на основе тестирования, проведенного учителями- предметниками. Заполняется диагностическая карта с целью оказания помощи ученику по формированию целей и задач его обучения; выявляет уровень учебных достижений по основным предметам, помогает определить пути достижения поставленных целей.
классный руководитель использует ИОТ для выстраивания взаимодействия с другими субъектами, участвующими в формировании профессионального самоопределения школьников - психологами, социальным педагогом, центром занятости населения и т.д; на основании изучения индивидуальных особенностей подростков проводит целенаправленную работу с родителями; учителя-предметники используют ИОТ обучающегося с целью соотнесения реального уровня обученности учащихся по профилирующим дисциплинам с их потенциальными возможностями в данных образовательных сферах; с теми учащимися, у которых интеллектуальный потенциал выше или ниже успеваемости по конкретной дисциплине, целенаправленно проводят «адресную» коррекционную работу; строят учебный процесс с учетом профессиональных интересов учащихся класса (повышают уровень информированности учащихся о мире профессий, соответствующих профилю обучения или смежных с ним); адаптируют современные образовательные технологии, в том числе информационные, к процессу реализации профильного компонента; разрабатывают систему учебных заданий прикладной направленности, форм, методов организации учебной деятельности в зависимости от профиля обучения, способствующих формированию готовности к профессиональному самоопределению и т.д.); оценивают устойчивость интересов школьников в выбранном ими профиле обучения и т.п.