Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить это мышление, которое помогает принять обдуманное, осознанное решение о том, чему верить и что делать КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
* Во-первых – это мышление самостоятельное * Во-вторых – это мышление обобщенное * В-третьих – это мышление проблемное и оценочное * В четвертых – это мышление аргументированное * В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия
* Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов обучающего характера * Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы с определенной категорией * Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Мышление высокого уровня
Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня 1. Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостной теории. воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. 2. Понимание Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. 3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях.
Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня 4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных. 5. Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи. 6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.
Кто? Что? Как? Когда? Почему?
* сбор данных * анализ текстов * сопоставление альтернативных точек зрения * коллективное обсуждение * разные виды парной и групповой работы * дебаты * дискуссии * публикации письменных работ учащихся
* направляет усилия учеников в определенное русло * сталкивает различные суждения * создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений * дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы * подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Стратег ии КМ INSERTЖигсо Кластер Логичес кие цепочки Дерево Рыбья кость Мозговой штурм Кубизм
Ключевая идея
Листья – идеи по решению того или иного вопроса или проблем Ствол – основа по разрешению вопроса, противоречия. Корни – направления, подходы… Ветки – авторы, концепции. Земля – основа, причина. Основатель. Плоды – конечный продукт, результат.
Проблема Причина Факты Вывод
* Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные * Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки * Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме) Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше
Группа получает общее задание по теме Каждый член группы получает «свой» объект исследования Сбор информации об объекте Обмен информацией в группе Выделение общего для запоминания основной части таблицы Заполнение таблицы Написание совместного исследования по теме Презентация исследования
Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках ДАНЕТ Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.
* В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) * Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) * Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя глаголами * Четвертая строчка – это предложение из четырех слов, показывающая отношение к теме * Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.