Совершенствование финансово- экономических механизмов в рамках проекта по модернизации модернизации региональных систем общего образования Р.В. Селюков, зам.директора Института проблем образовательной политики «Эврика», г. Москва, 26 апреля 2012 г.
Как определяют неэффективность или некорректность работы финансово-экономических механизмов 1.Динамика роста зарплат ниже, чем динамика роста норматива 2.Высокая дифференциация удельных расходов на одного ученика (в части средств на зарплату и учебные расходы); недоведение средств по нормативу до уровня школ в полном объеме; 3. Методика расчета норматива основана на БУП; 4. Количество нормативов соизмеримо с количеством школ; 5.Типовые штаты; 6. Нормативы по типам и видам учреждений, а не по программам или категориям детей; 7. Рост зарплат в большей степени связано с увеличением нагрузки учителя (зарплата растет и нагрузка растет);
Как определяют неэффективность или некорректность работы финансово-экономических механизмов 8. Из стимулирующей части ФОТ делаются выплаты учителям не за результаты учеников, с которыми работает учитель; 9. В базовой части ФОТ невозможно предусматривать выплаты за неурочные виды деятельности; невозможно устанавливать базовую единицу оплаты труда выше, чем установлено регионом; 10. Отсутствие муниципальных нормативов финансирования 11.Отсутствие в муниципальных заданиях показателей для оценки качества услуг, увязанных с требованиями ФГОС 12. ФОТуч/ФОТост далеко от 70/ ФОТбаз/ФОТст. далеко от 70/ Централизованные бухгалтерии, работающие со школами не по возмездным договорам; 15. Большая (более 5-10%) доля казенных учреждений.
Школа может получать несколько заданий (муниципальных, государственных) 1
2
Расчет регионального подушевого норматива финансирования ОУ (c опорой на учебные часы) 4
Расчет регионального подушевого норматива финансирования ОУ (без опоры на учебные часы) 3
Доведение средств по нормативу до школ 5
Как муниципалитеты не доводят средства до школ 6
1 Больше учеников больше ФОТ школы Школа формирует ФОТ на основе регионального подушевого норматива
2 Невыгодно « раздувать » штаты Школа самостоятельно распределяет ФОТ
3 Формирование зарплаты учителя
4 Формирование гарантированной части: подход, основанный на «базовом окладе»
5 Формирование гарантированной части: подход «все включено»
6 Формирование гарантированной части: подход, основанный на «ученико-часе»
7 Распределение стимулирующей части ФОТ
Критерии качества для стимулирующих выплат 8
Спасибо за внимание! Институт проблем образовательной политики «Эврика», Селюков Роман Викторович, зам.директора