Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников Подготовила воспитатель Коленко О.В.
Что такое мнемотехника Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: Развивать связную речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в предложения.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью: Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д Заучивания стихов, потешек; При отгадывании и загадывании загадок; При пересказе текстов; При составлении описательных рассказов
Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий.
Отгадывание загадок
Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!
Проговаривание скороговорок, заучивание потешек.
Заучивание стихотворений В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.
Пересказ художественных текстов
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Коллаж ( Большева Т. В.) Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.) Схема составления рассказа ( Ефименкова Л. Н.) Блок – квадрат ( Глухов В. П.) (
Коллаж – это объединение на одном листе (фланелеграфе) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью.
Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А. схема описания игрушки
Схемы составления рассказов
Сенсорно- графические схемы Воробьёвой В. К.