Мария Монтессори ( ) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.
Методика Марии Монтессори Система Марии Монтессори, итальянского педагога- гуманиста ( ) уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания.
История методики Монтессори Впервые система, созданная Монтессори, была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.
Цель методики Монтессори Создание обстановки для естественного процесса саморазвития, формирование окружения, которое будет этому помогать.
Уникальность метода Монтессори Система Монтессори основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод вовлекает детей в интересную для них деятельность, предоставляет дидактические материалы, соответствующие естественным потребностям ребенка. Основным отличием от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной свободной неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира
Как построена система развития по Монтессори? На трех принципах, как на трех китах, держится вся система развития детей : ребенок, среда, воспитатель В центре – ребенок, который сам решает что и сколько времени он будет делать Вокруг – развивающая среда, представляющая ребенку возможность, выбрать именно то дело, которое ему интересно И где-то рядом – воспитатель, помогающий ему тогда, когда он этого просит.
Сензитивные периоды лет - период развития речи ,5 лет период сенсорного развития, утончения восприятия, органов чувств. 1 – 4,5 лет – период освоения движений и действий. 1,5 – 3 лет – период восприятия порядка, 2 – 2,5 года наивысшая точка 1,8 – 3,5 лет – период интереса к мелким предметам. 2 – 6 лет – период социальной адаптации.
Монтессори-класс В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори- учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо
Методика Марии Монтессори Подготовленная среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих областей развития: Жизненная практика Жизненная Сенсорное развитие Сенсорное Математическое развитие Языковое развитие Естественнонаучное и космическое развитие Двигательное развитие
Языковое развитие Малышу как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита
Языковое развитие Письмо и чтение стоят близко друг от друга. Но М. Монтессори замечает, что это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка. Дидактический материал, позволяющий детям легко овладеть техникой письма, состоит из трех основных групп и многочисленных упражнений: Материал для рисования, штриховки. Карточки с шершавыми буквами. Подвижный алфавит нескольких видов. Детям, стремящимся тренировать себя в уверенном письме, можно предложить различные варианты прописей и шрифтовых карточек. Ребенок приходит к тому, что процесс чтения – это процесс работы со звуковыми символами.
Языковое развитие Дидактический материал для обучения чтению состоит из нескольких частей. Логика его предъявления ребенку проста: от конкретного, ощутимого – к абстрактному, к символам. Одновременно и всегда соблюдается принцип расширения запаса слов ребенка, а также их классификация и упорядочивание, объединение в группы, анализ и синтез. Весь материал делится на несколько групп: Классификация слов и предметные игры со звуками. Розовая серия – материал для первого чтения. Голубая серия – материал для правильного чтения трудных слов. Чтение текста. Дефиниции. Анализ частей речи. Символы. Анализ предложений. Символы.
Естественнонаучное и космическое развитие Центральная идея космического воспитания – познание человека во всем многообразии и сложности, его места в культуре, истории, природе. Микрокосмос – это я, мой дом, моя мама, моя школа. Макрокосмос – тысячи других прекрасных жизней, имеющих такие же права, как и я. Мария Монтессори показала, как работая с детьми, выучить малыша быть наблюдательным, восхищаться даже самой незначительной частичкой мира, будь то цветок или муравейник, не только понимать гармонию природы, но и беречь ее, работать с книгами, выражать свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Сделать так, чтобы размышления о мире и жизни стали ежедневной привычкой. Ребенок получает первые знания о физике, химии, биологии, географии, астрономии и многом другом.
Двигательное развитие Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности. Физическая свобода - первостепенная потребность детства. М. Монтессори сравнивает школьные парты с ортопедической повязкой на позвоночник ребенка, которая калечит его физическое и психическое здоровье. Создание Дома ребенка она начала с того, что продумала условия сохранения двигательной свободы детей, при разработке методик обучения особенно учитывались возможности их двигательной активности.
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность! Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!
Недостатки системы М. Монтессори 1. Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков. Упражнения и дидактические материалы направлены на развитие аналитического мышления, логики и моторной деятельности. 2. В системе нет ролевых и подвижных игр. 3. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время. 4. После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.
Интернет-ресурсы Педагогическая система Монтессори: характеристика Педагогическая система Монтессори: характеристика Методика Марии Монтессори Методика Марии Монтессори занятия по методике Монтессори - занятия, пособия – о школах Монтессори - сайт о Монтессори для родителей и педагогов no to= - игры по методике Монтессори no to=