Профессиональная карьера педагога в свете требований профессионального стандарта Мурзина И.Я., зав. лабораторией региональных образовательных проектов доктор культурологии, профессор
Информация к размышлению Министерством труда и социальной защиты РФ утверждена новая редакция «Справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования» (приказ Минтруда России от 10 февраля 2016 года 46).
Согласно «Справочнику…» В системе образования существуют следующие наименований профессий: Педагог Педагог дополнительного образования детей и взрослых Педагог дошкольного образования Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования Педагог-дефектолог Педагог-психолог (психолог в сфере образования) Они соответствуют Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов: воспитатель, учитель, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, преподаватель, мастер производственного обучения… - всего 14 классификаций.
Даже если вы об этом не думали… Согласно Общероссийскому классификатору занятий специалисты в области образования относятся к специалистам высшего уровня квалификации.
Карьера - продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение популярности, славы, выгоды; обозначение рода занятий, профессии (например, карьера педагога).
Карьера педагога «Вертикальная карьера» – движение вверх по служебной лестнице учитель завуч директор «Горизонтальная карьера» - это ступени профессионального мастерства: от ассистента воспитателя – к учителю-наставнику
А как у них? В Сингапуре после трех лет работы в школе практикующему педагогу предлагается проходить ежегодную аттестацию, которая позволяет определить, какой из трех путей профессионального развития подходит ему больше всего старший преподаватель, методист- исследователь или руководитель школы. В каждом случае предусмотрена система надбавок к окладу. В Англии педагог имеет возможность «шагать» по пяти уровням внутри профессии: новичок продвинутый молодой учитель специалист знаток эксперт. Данный реестр прямо увязывается с повышением его квалификации
Дифференцированные уровни квалификации педагога (учителя, воспитателя) определяют требования к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы, необходимым для выполнения определенной трудовой функции и имеют иерархически упорядоченную структуру.
Уровни образования Школа СПО Бакалавриат Магистратура Аспирантура ДПО
Дифференцированные уровни квалификации педагога «Нулевой» уровень ассистент учителя/ воспитателя Наличие среднего профессионального образования Первый уровень учитель Наличие среднего профессионального образования +профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности Наличие высшего образования (уровень бакалавриата)
Дифференцированные уровни квалификации педагога Второй уровень «учитель со стажем» Наличие среднего профессионального образования + профессиональной переподготовки по профилю профессиональной деятельности Наличие высшего образования (уровень бакалавриата) +профильного дополнительного профессионально го образования (не менее 144 ч). Требуется практический опыт работы не менее пяти лет для специалистов со средним профессиональным образованием и не менее двух лет для специалистов с высшим образованием (уровень бакалавриата)
Дифференцированные уровни квалификации педагога Третий уровень «учитель- методист» Наличие высшего образования (уровни магистратуры, специалитета) + профильного дополнительного профессионального образования (не менее 72 ч.) Практический опыт не менее пяти лет
Дифференцированные уровни квалификации педагога Четвертый уровень «учитель- наставник» Наличие высшего образования (уровень магистратуры) +профильного дополнительного профессионального образования (не менее 144 ч). практический опыт более пяти лет
задают требования к оценке квалификации педагогических работников в форме профессионального экзамена, определяют коэффициент надбавки к должностному окладу при разработке системы оплаты труда, являются основой разработки документов для осуществления кадровой политики, управления персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций. Дифференцированные уровни квалификации педагога
Проектируем карьеру сами Отсутствует базовое педагогическое образование Профессиональная переподготовка (1 год) Магистратура (2 – 2,5 года – в зависимости от формы обучения) Есть базовое педагогическое образование Курсы повышения квалификации 72 часа, 144 часа – овладение новыми компетенциями в соответствии с требованиями к трудовым действиям Магистратура (2 – 2,5 года – в зависимости от формы обучения) Аспирантура (3 – 4 года – в зависимости от формы обучения)
Благодарю за внимание!