По степени проникновения в содержание и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют типы чтения: поисково-просмотровое поисково-просмотровое ознакомительное изучающее
Поисково-просмотровое - это чтение с целью получения самого общего представления о содержании текста, о его теме. В условиях школы этот вид чтения используется как предварительная стадия ознакомительного и изучающего чтения, а также в целях извлечения нужной информации из коротких прагматических текстов.
При ознакомительном чтении целью является извлечение основной информации из текста, получение общего представления о круге затрагиваемых вопросов, понимание главной идеи, некоторых основных фактов. Текст для ознакомительного чтения не должен быть трудным для учащихся в языковом отношении он может содержать незначительное количество новых лексических единиц, не встречавшихся ранее синтаксических конструкций, но они не должны препятствовать восприятию основной информации текста. При этом не предполагается пользование словарем.
Цель изучающего чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Изучающее чтение внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Предполагается пользование словарем. На начальном этапе все тексты, предназначенные для изучающего чтения, построены полностью на знакомом материале.
1. Работа над текстом до чтения (предтекстовый этап) Цель этого этапа создание мотива чтения и развитие такого важнейшего читательского умения, как прогнозирование, т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста, используя заголовок, подзаголовки, иллюстрации к тексту. 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения Цель достижение понимания текста на уровне содержания. Цель достижение понимания на уровне смысла (т. е. основной мысли) и контроль понимания прочитанного. Это стадия рефлексии.
предполагается получение самого общего представления о содержательно-смысловом плане текста: понимание темы и круга рассматриваемых вопросов, общей структуры текстового материала;
При обучении чтению текстов с извлечением основной информации главным научить школьников прогностическим действиям и умению находить в тексте ответы на вопросы: о чем, о ком идет речь, где, когда это происходит.
Алгоритм О. А. Андреева: Наименование (статьи, книги) Автор Выходные сведения Проблема (тема) Фактографические данные Особенности излагаемого материала, критика Новизна излагаемого материала и возможность его использования в практической работе
R - Review Просмотрите свои записи (выделенные в тексте места) с тем, чтобы уточнить отдельные понятия и ход мысли автора текста. Стратегия «SQ3R» представляет собой следующую последовательность шагов: S Survey В течение минуты просмотрите заголовок, иллюстрации к тексту, чтобы представить себе, о чем пойдет речь в тексте. Прочитайте также выводы и заключение. Q Question Сформулируйте вопрос к заголовку (первой части текста). Это повышает восприятие и внимание. Автоматически вспоминается уже известная информация и самое важное выступает на первый план. Это способствует более быстрому пониманию текста. Q Question Сформулируйте вопрос к заголовку (первой части текста). Это повышает восприятие и внимание. Автоматически вспоминается уже известная информация и самое важное выступает на первый план. Это способствует более быстрому пониманию текста. R Read Читайте так, чтобы ответить на поставленный вопрос. R Recite Ответьте на вопрос своими словами. Запишите кратко ответ. Если это не получится сделать сразу, то прочитайте текст (первую часть) еще раз, а затем переходите к следующей части текста, повторив шаги 2-4. В качестве альтернативы записи можете использовать подчеркивание (маркировку), но избегайте при этом бездумного подчеркивания.
«MURDER» Стратегия «MURDER» принята позднее с целью расширения «SQ3R» и разработки более точных указаний для отдельных шагов при изучающем чтении текста: D – Digest - предлагается соединить вычитанную информацию и своими знаниями по теме текста E – Expand – задать себе вопросы по тексту и ответить на них. R – Repeat - предлагается вызвать из памяти весь комплекс своих знаний и сравнить их с полученной информацией. При необходимости прочитать текст ещё раз. М Mood Настрой на чтение. U Understanding Чтение с пониманием, при котором предлагается подчеркивать важные места текста, сложные места. R Recalling Предлагается вспомнить прочитанное, не обращаясь к тексту: - стараться передать информацию своими словами; -попробовать создать общую схему прочитанного; -проанализировать ключевые понятия, предварительно вычленив их из текста, дать их определение, уточнить их взаимосвязь. R Recalling Предлагается вспомнить прочитанное, не обращаясь к тексту: - стараться передать информацию своими словами; -попробовать создать общую схему прочитанного; -проанализировать ключевые понятия, предварительно вычленив их из текста, дать их определение, уточнить их взаимосвязь.