Новые подходы к организации учебной деятельности: проектирование урока на основе метапредметного подхода СЕМИНАР,
Выступления : Понятие метапредметности в современном образовании (В.С. Павлова) Методические рекомендации к проведению урока с метапредменым подходом (Е.И. Дугарова, Д.Д.Дамбаева) Приемы формирования метапредметных результатов (Л.Н. Киселева, А.Ж. Дармаева) Оценка метапредметных результатов (О.А.Баженова, Ю.Б.Цыжипова) Итоги семинара (Л.В. Цыденова)
Понятие МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ современном образовании
ФГОС Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП
Результаты освоения ООП Личностные Метапредметные ( УУД ) Познавательные РегулятивныеКоммуникативные Предметные
Актуальность метапредметного подхода
Современные ученные, разрабатывающие идеи метапредметного подхода А.Г.Асмолов, д.пс.н. А.В.Хуторской, д.п.н. Ю.В. Громыко, д.ф.н.
Многоуровневый подход Частнопредметный Личностный Метапредменый Межпредметный
Формы метапредметности: Метапредметы (новые учебные предметы). Метапредметные категории. Метапредметные умения.
Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнания, мета способы, мета деятельность. Метапредметы это предметы, отличные от предметов традиционного цикла.
В качестве мета предметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание» «Знак» «Проблема» «Задача» «Учись учиться» (Петерсон), «Методы научного исследования», «…..» (Гатанов Ю.Б.)
В рамках метапредмета "Знание" у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых научных понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.
Метапредмет "Проблема" задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов. На мета предмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники анализа, умение организовывать и вести поли позиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.
Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Тип философско- методологического философствования учащихся в рамках этого метапредмета связан с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техник перевода проблем в задачи и т. д.
Метапредметные категории: 1. Определение и понятие. 2. Рисунок и схема. 3. Знание и информация. 4. Цель и задача. 5. Роль и позиция. 6. Модель и способ. 7. Содержание и форма. 8. Порядок и хаос. 9. Знание и незнание. Список практически бесконечен.
Метапредметные умения: Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Метапредметные УУД Познавательные РегулятивныеКоммуникативные Общеучебные Логические Действия постановки и решения проблем Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка саморегуляция Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Умение выражать свои мысли Метапредметные УУД
К метаумениям можно отнести: - теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); - умения переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); - критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); - творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); - регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения метазнаниями и мета умениями, т.е. уровнем развития личности.
стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод); проектировочной (замысел, реализация, рефлексия); сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий); моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем). конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект); прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
Для реализации принципа метапредметности можно использовать: Разработку самостоятельных учебных предметов в учебном плане. Метапредметный компонент в содержании учебного курса.
Глоссарий УРОК Оценка Задания Метапредметный результат
Метапредметный компонент в содержании учебного курса: Изменение требований к учебникам и УМК. Включение в рабочие программы учебных предметов планируемых метапредметных результатов. Построение учебного занятия, нацеленного на достижение не только предметных, но метапредметных результатов. Оценивание достижения метапредметных результатов.