Помощь родителей в преодолении трудностей ребенка и предупреждении суицида Подготовила: психолог МАОУ СОШ 8 Л.Б. Мырзина
Мои ресурсы: Дыхание; Опора всей стопой; «Треугольник силы»; Питание: конфетка, вода
Цель: Проанализировать роль семьи и помощи родителей в преодолении трудностей ребенка и в предупреждение суицида среди детей.
По данным официальной статистики, от самоубийства ежегодно погибает около детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет. Эти цифры не учитывают случаев попыток самоубийства.
Какие ассоциации вызывает слово «суицид»? … … Ваше личное отношение к суициду? (напишите у себя на листочке)
Работа в парах Продолжите фразу Суицид – это добровольное лишение себя жизни. ВОЗ – «преднамеренные действия человека в отношении себя, приводящие к гибели». Акт лишения себя жизни, при котором человек действует преднамеренно, целенаправленно, но неосознанно, так как в этот момент сознание СУЖЕНО!
Формы суицидального поведения : Мысли; План; Принятое решение; Попытки; Парасуицид (самоповреждения); Случаи незавершенного суицида.
Чувства суицидента:... … Душевная боль! Остальные чувства вторичны
Работа в группах Мифы о суициде:
Работа в группах: Причины суицида: 1. Состояние депрессии, вызванное потерей объекта любви, разрывом романтических отношений; 2. Чувство вины, страха, враждебности; 3. Тяжелое переживание неудач, в частности в личных отношениях; 4.Эмоциональное, психическое или сексуальное насилие; 5. Стрессовые жизненные ситуации (серьезный разлад в семье, развод или разлука); 6. Ранее совершенные попытки покончить с собой; 7. Давление со стороны педагогов, родителей, других взрослых; 8. Давление со стороны сверстников (боулинг); 9. Смерть близкого человека; 10. Потеря социального статуса в коллективе, изоляция от социального окружения; 11. Боязнь ответственности за совершенный поступок; 12. Слабое физическое развитие или приобретенный физический дефект (например вследствие автокатастрофы); 13.«За компанию»; 14.Одиночество; 15.«Крах надежд»; 16. Несдача экзамена (ЕГЭ,ОГЭ); 17. Уход в другую реальность (компьютерные игры); 18. Интернет внушение; 19. Подражание (кумиру)
Важно! Чем меньше возраст ребенка, тем выше риск суицида!
Дети группы суицидального риска Более всего к суициду восприимчивы следующие группы детей: Лишенные родительского внимания и заботы; У которых ранее в семье были случаи суицида; Употребляющие алкоголь; Хронически употребляющие наркотики; С аффективными расстройствами, особенно с тяжелой формой депрессии; С хроническими или смертельными болезнями; Испытавшие тяжелую утрату, например смерть родителей (особенно в течение 1-го года после ухода близкого человека из жизни); У которых в семье имеются серьезные проблемы: уход кого-то из родителей, развод.
Признаки суицидального поведения
Как предотвратить суицид Внимательно выслушайте. Приложите все усилия, чтобы понять скрытую за словами проблему; Серьезно относитесь ко всем угрозам. Внимательно относитесь ко всем обидам и жалобам; Поговорите с кем-нибудь о ваших опасениях; Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он о самоубийстве. Чаще подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы; Дайте ребенку знать, что хотите помочь ему. Слушайте, проявляя искреннюю заинтересованность и понимание; Обратитесь за помощью к психологу; Убедите ребенка в правильности принятия им вашей помощи; Не давайте упрощенных советов типа: «Все, что тебе сейчас необходимо, - это хорошо выспаться, утром ты почувствуешь себя лучше». Не предлагайте того, что вы не в состоянии гарантировать. Не оставляйте ребенка без внимания. Уходя, оставляйте его на попечение другого взрослого; Вас не должны вводить в заблуждения утверждения подростка о том, что кризис уже миновал; Не избегайте помощи со стороны друзей, семей, врачей, священников, - всех, к кому можно обратиться.
Родителям тех детей, для которых характерно суицидальное поведение (непривычные реакции, повышенная нервозность, несдержанность в поступках и словах, выраженное отчаяние), нельзя: Допускать негативного воздействия на ребенка: упрекать, наказывать, надсмехаться, подшучивать и т.д.; Выступать в роли судьи; Говорить: «Посмотри на все, ради чего ты должен жить…»; Оставлять опасные предметы – лекарства, колющие, режущие предметы и прочее – в зоне досягаемости подростка, имеющего намерения уйти из жизни; Оставлять в одиночестве ребенка, собирающегося покончить с собой; Спорить, стараться образумить его, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что…» Наталкивать на мысль словами: «Пойди и сделай это…» Успокаивать ребенка, приводя в качестве примера ситуации с проблемами других людей: «Да ведь у тебя не произошло ничего страшного, а вот у … на самом деле беда».
Правила поведения с ребенком, склонным к суициду Если вы слышите Обязательно скажите Не говорите «Ненавижу школу…»«Что происходит у нас? Из-за чего ты себя так чувствуешь?» «Когда я был(а) в твоем возрасте… Да ты просто лентяй!...» «Всё кажется таким безнадежным…» «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь» «Подумай о тех, кому еще хуже, чем тебе» «Всем было бы лучше без меня!» «Ты очень много значишь для нас. Меня беспокоит твое настроение. Скажи, что происходит?» «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем- нибудь другом»
Правила поведения с ребенком, склонным к суициду Если вы слышите Обязательно скажите Не говорите «Вы не понимаете меня!» «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу знать и постараюсь понять тебя» «Кто может понять молодежь в наши дни!» «Я совершил ужасный поступок» «Давай сядем и поговорим об этом» «Что посеешь, то и пожнешь!» «А если у меня не получиться…» «Если не получиться, я буду знать, что ты сделал все возможное» «Если не получиться – значит, ты недостаточно старался!»
Рефлексия Ваше личное отношение к суициду? (напишите у себя на листочке) Проанализируйте: изменилось, не изменилось, объясните почему?
ТД - единый общероссийский номер
Радости Вам и Вашим детям!